Молодое поколение прохладно относится к идее покупки личной машины, но автопроизводители не сдаются и предлагают новые функции, технологии, бизнес-модели. «Афиша Daily» пообщалась с представителями Ford и автомобильным экспертом, чтобы прояснить ситуацию.
Как показали исследования последних лет, миллениалы не испытывают особого энтузиазма по поводу вождения автомобиля, не стремятся как можно раньше получить права и не хотят тратиться на личное транспортное средство. В отличие от старших поколений, у них нет предубеждений на счет общественного транспорта, велосипеда, самоката и более странных средств передвижения. Кроме того, они активнее вовлечены в новые сервисы такси и каршеринга.
Экономисты давно изучают изменение покупательских привычек поколения Y (это те, кто родился с 1982-го по 2000-й). Его представителей называют не иначе как game changers и пророчат им поменять положение дел как в автоиндустрии, так и в мировой экономике в целом. Существуют разные мнения о причинах, которые привели к этой тенденции.
Чаще всего автомобильную апатию связывают с общим ослаблением экономики в мире. У молодого поколения просто нет лишних денег на покупку и содержание авто. Первую дыру в бюджете миллениала проедает высшее образование, вторую (если уж тот решается съехать от родителей) - оплата жилья: съемной квартиры или ипотеки, притом цены на них с каждым годом растут. А если на горизонте вырисовываются свадьба и/или дети, то даже при всем желании покупка личного транспорта откладывается еще на пару лет.
Еще один неприятный фактор - цены на бензин. Аналитики считают, что более старшее поколение, которое помнит, как десятилетиями литр стоил копейки, подсознательно продолжает считать топливо недорогим. Новые поколения воспитывались в современных реалиях и такой иллюзии не имеют.
Но, конечно, не все дело в деньгах. Миллениалы, как Питер Пэн и его банда, не желают наступления взрослой жизни. Они дольше живут с родителями, позже женятся, позже заводят детей и отчаянно боятся лишнего груза обязательств. Автомобиль - как атрибут взрослой жизни, требующий ответственного отношения, не вписывается в их круг интересов.
Социологи объясняют боязнь лишних обязательств негативным примером родителей - они рано поженились, рано начинали карьеру, а в итоге оказались у разбитого корыта: разведенными и ненавидящими свою работу. Да и машины, на которых они возили своих детей («жигули-девятка» или скучная «тойота»), просто не могли разжечь автолюбительскую страсть. В итоге миллениалы скорее готовы идти на прием к дантисту, чем общаться с автодилером.
С распространением интернета миллениалы в целом с меньшей охотой делают крупные покупки и стараются не привязываться к вещам. Поколение digital native не сидит на одном месте, чаще меняет работу и место жительства, а груз вещей только обременяет. Само обладание вещью потеряло свою магию: от вещи нужна лишь ее временная польза. Именно поэтому так популярны сегодня сервисы по аренде квартир, транспорта и всего чего угодно.
Для крупных автогигантов такое изменение потребительских привычек - сложный вызов. Многие десятки лет машина была важной, статусной вещью, дающей возможность почувствовать состоятельность и независимость. И вдруг приходится иметь дело с новым поколением, которое не считает автомобиль чем-то необходимым и классным.
На самом деле покупательская способность миллениалов огромна, и они охотно тратятся, например, на гаджеты, отпуск и дорогую одежду. Значит, скорее всего, дело в том, что нынешние машины просто не отвечают их запросам. Очевидно, все мы стали более искушенными в технологиях и привлечь простыми мультимедийными системами или изобилием аббревиатур ABS, ESP, GPS трудно, постоянно нужно что-то более новое и впечатляющее.
Согласно исследованиям, 25% водителей волнуются за рулем, а сам процесс вождения вызывает у них легкий стресс; амаксофобия - боязнь вождения - одна из самых распространенных фобий в мире. С появлением беспилотного автомобиля стресс снимет как рукой: вот, например, полюбуйтесь на «водителя», который мирно спит, пока его Tesla толкается в пробке.
Но пока мы все ждем доступный беспилотный автомобиль, маркетинговое агентство J.D. Power провело исследование, которое опровергает спекуляции по поводу поведенческого сдвига и отказа миллениалов от личного транспорта. Из отчета стало известно, что продажи автомобилей в США выросли до рекордных 17,5 млн за 2015 год. Оказалось, что поколение Y - особенно самая старшая его часть - стало покупать машины, притом очень активно. Просто они начали делать это с задержкой.
Так, за 2015 год американцы возрастом от 21 до 38 лет приобрели 4 миллиона машин, и теперь на эту категорию приходится до 28% рынка новых авто. Оказалось, лонгбордисты, скутеристы и велосипедисты стали взрослеть, жениться, заводить семьи, покупать дома в пригороде. А на самокате или гироскутере с детским креслом не поездить, и тут уже приходится оформлять автокредит. Так что автокорпорации, вероятно, могут немного выдохнуть.