О дизайне городской среды. Записки дилетанта.
Дизайнером я не являюсь, а скорее наоборот:) Сам приглашаю дизайнеров, когда мне нужно сделать что-то важное - обложку для нового каталога, рекламную полосу, нарисовать картинки для интернета… В других случаях беру бренд-бук и иду к хорошему верстальщику. Предпочитаю работать с дизайнерами, имеющими художественное образование - они хотя бы понимают что такое цвет и масштаб. За свою восемнадцатилетнюю жизнь в собственном бизнесе я потратил в общем пару-тройку сотен тысяч на это благородное и ненужное дело “дизайн” (а может и чуть больше). Поэтому вопросы дизайна меня интересуют ой как. За это время собрал неплохую библиотеку по рекламе и дизайну и у меня сформировались свои представления, которыми мне хотелось бы поделиться.
Во время поездки по Франции появилась идея написать статью на тему дизайна и городской среды. В данном случае мы имеем дело с городской средой, с которой сталкиваемся каждый день и которая формирует у нас вкус и правила (модели) поведения. Статья получилась великоватой для одного поста и разбил ее на три части. Внизу Часть первая.
О дизайне, дизайнерах. Вместо предисловия.
Очень многие дизайнеры страдают болезнью самовыражения. Дизайн становится самодостаточным. Заказчик никого не интересует, а у него простые интересы - продавать свой продукт, запомниться потребителю в нужном контексте, продвинуться по пути укрепления своего бренда. Дизайнеру же зачастую нужно выпендриться во что бы то ни стало, сделать что-то яркое и необычное. Чтобы было чтО показать другим дизайнерам. Так что же такое хороший дизайн? Внизу мой вариант ответа на этот вопрос, проиллюстрированный на примерах городской среды во Франции.
Вопрос:
- Что такое хороший дизайн?
Ответ:
- во-первых удобство для пользователя,
- во-вторых формирование правильных привычек и моделей поведения и
- в третьих красота, которая вполне возможно заключается в целесообразности.
Дизайн = эстетично + функционально
Все остальное от лукавого
1.1. Светофор
Теперь давайте рассмотрим поподробнее, как эти принципы удачно или неудачно осуществляются в нашей и в чужой жизни на примере городского дизайна Юга Франции.
Казалось бы совсем простая вещь - столб, на столбе три симофора: красный, желтый и зеленый. Каждый цвет имеет свое значение - стоять, приготовиться, ехать. Вроде три разных и казалось бы равноправных действия. Отнюдь. Французский светофор так не считает. Он понимает, что красный симофор должен быть приоритетным еще и по размеру! Т.е. дизайнеры всего мира догадались использовать для команды - стой, движения нет и т.д. красный цвет, наиболее яркий и тревожный, а сделать его крупнее как наиболее важный с точки зрения безопасности движения, догадались только французы.
Логика ясна. Если кто-то не заметит зеленый, последствия будут менее печальными, чем если кто-то не заметит красный.
1.2. Два в одном
- А что это там такое у светофора внизу, на уровне головы водителя автомобиля? Ой. Еще один светофор.
- А зачем? Это дизайн такой, типа для красоты?
- Да, такой дизайн. Для безопасности, чтобы водители не задирали голову, а спокойно видели, какой там цвет у светофора.
2. Хороший дизайн разметки на дорогах
Вы едите по любой европейской автостраде (автобану). Наверху над дорогой указатель - такие то ряды через 2000 метров в ту сторону, такие то в эту. Такие указатели еще повторяются два или три раза, а в Италии в конце, непосредственно перед поворотом, Вы еще увидите гигантскую стрелку направо с надписью направления. Очень хороший дизайн, потому, что удобный.
3. Хороший дизайн ограждений и прочих конструкций,
препятствующих заезду автотранспорта на тротуары
Город Ним (Юг Франции).
Обратите внимание на то, что столбики на фото слева внизу не просто столбики, они еще и носители символики города, так сказать поддерживают бренд города. На нижнем фото справа Вы видите верхушку столбика с изображением крокодила - символа Нима. Столбики надежно защищают широкий тротуар, на который выходит открытое кафе, от автотранспорта.
Разделительная полоса на верхнем фото справа внизу не позволяет заехать на соседнюю полосу, но выполнена при этом очень эстетично. Правая полоса предназначена только для автобусов и спецтранспорта, поэтому из-под дорожного полотна возвышается столб, который убирается в землю.
Город Канны
Вдоль широкой (по здешним меркам) улицы лежат вполне эстетичные шары, не позволяющие транспорту заезжать на тротуар.
Город Ницца, Монако, Сен-Тропе
Там, где улицы и тротуары узкие, вдоль дороги стоят высокие вполне эстетичные ограждения. Такие, как это на фото слева в Сен-Тропе.
А так выглядит ограждение узких тротуаров в Каннах на фото справа.
Так выглядят столбики, ограждающие тротуар, в Монако на фото слева внизу с экскурсионным паровозиком.
Вот еще несколько вариантов столбиков и ограждений в Ницце на трех фото внизу. Тоже вполне ничего.
Города Арль, Авиньон, Сен-Тропе.
Разделительные столбики в городе Авиньон на площади перед Папским дворцом на фото слева внизу.
Столбики с цепочкой в Арле на верхнем фото справа что-то мне напоминают. Но они при этом выполнены так, что эстетически и визуально не входят в противоречие с городской средой.
Вот так устроена разделительная полоса на дороге в Сен-Тропе на фото справа внизу.
Присылайте хорошие примеры дизайна городской среды. Обсудим:)
gn.karen@gmail.com
Продолжение следует.
В части 2: Указатели в городе, Поручни в Авиньоне, Домашние животные в городе, Ограждение клумб, Полиция на велосипедах и порядок в пешеходной зоне…
Originally published at
Домашняя страница Карена Гончарова. You can comment here or
there.
Originally published at
Домашняя страница Карена Гончарова. You can comment here or
there.