"Повторяю, если бы правящие классы, в руках которых были судьбы их народов и стран, умели сговориться и заставить народы в течение 5 лет так самоотверженно и настойчиво работать для достижения положительных целей - мир превратился бы в Аркадию, где были бы только богатые и счастливые люди. Вместо того - люди пять лет истребляли друг друга и накопленные сбережения и довели цветущую Европу до такого состояния, которое иной раз напоминает худшие времена средневековья. Как могло это случиться? Почему люди так обезумели?"
Оно, конечно, правильно. Но - они ни на полмизинца не подвигают нас к психологическим основам того, почему "простые" люди, население, именно те кто платит за войну не только свои трудовыми, но своими жизнями, здоровьем, судьбами, жизнями своих родных и близких так легко (как вата) воспламеняются, так легко охватываются милитаристским угаром. Не получая взамен ничего, кроме сомнительных эмоций "победителей".
И как быстро люди, еще вчера в худшем случае рассказывающие о другом народе едкие анекдоты сегодня горят желанием поубивать этих ...ев, ...ан, ...ов или ...их ! И такой энтузиазм в людях вдруг появляется! Они совершенно искренне уверены, что если поубивать достаточно - то все проблемы миропорядка будут вдруг преодолены и в дальнейшем - сплошное процветание.
Один из отцов науки этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц в своей книге "Агрессия, так называемое зло" попытался ответить на этот вопрос. Агрессия - это форма врожденного инстинктивного приспособительного поведения без которой невозможно выживание животного, оставление и выращивание потомства, неважно, о ком идет речь - о кротких ланях, домашних овцах или канарейках. Когда-то, в Каменном Веке эта агрессивность к себе подобным необходима была для выживания. Но пришла цивилизация, первые технологии - а наше внутреннее устройство остались прежним.
И вот мы, люди, с нашим разумом и даже интеллектом, по развитости этой формы инстинктивного поведения - не отличаемся от папуасов Новой Гвинеи или аборигенов Австралии у которых еще недавно почти единственной формой взаимодействия с соседним племенем при встрече было смертоубийство, собирание трофеев - голов противника победителями. Единственное отличие - это то, что наши законы, а соответственно правила поведения и обычаи не поощряют, а наоборот порицают смертоубийство.
Но инстинкт агрессии - никуда не делся и мы подчиняемся ему в самых разных обстоятельствах, хотя до смертоубийства, слава Богу дело доходит не всегда.
Однако в случае войны наши власти охотно используют эту сидящую в нас агрессивность, даже эксплуатируют ее - и не только у сражающихся солдат - но и у оставшегося "мирного населения".
Вот тут русские на Кипре патриотически поддерживают войну России против Украины.
Click to view
А тут аргентинцы у себя дома, вдохновленные зажигательной речью Первой леди Аргентины Кристины Фернандез протестуют против 30-летних результатов войны на Фольклендах у Британского посольства и дерутся с родным ОМОН-ом. Первую леди, конечно, никто и пальцем не тронул )))
cdn.theguardian.tv