В преддверии празднования юбилея Великой Победы, когда лихорадкой патриотизма не заразился разве самый ленивый, мне позвонила классная руководительница старшей дочери и попросила быть вторым сопровождающим класса при коллективном походе на фильм «Битва за Севастополь». Согласился, решив одновременно убить двух зайцев- и патриотизму отдать должное, и фильм посмотреть. Так вот, во время просмотра фильма бросился мне в глаза один одноклассник моей дочери, весь сеанс бессовестно проигравший в планшет, в перерывах между играми отвлекая от просмотра одноклассников от фильма своими комментариями по поводу оного. Подсаживаюсь к нему, спрашиваю: «Тебе что, неинтересно?». Отвечает: «Нет, какой-то он не эпичный». Логика, конечно, железная… Так вот, если исходить из логики этого паренька, «Дорогу на Берлин», в основу которой положены повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи» и мемуары военного корреспондента Константина Симонова, поклонникам такого вот «эпического» кино смотреть противопоказано…
1942 год, Южный фронт… Молодой офицер связи, лейтенант Огарков, не успевает доставить в штаб 341 дивизии важное донесение о прорыве фашистами оцепления, в результате чего вся дивизия гибнет. За неисполнение приказа двадцатидвухлетнего Огаркова по закону военного времени приговаривают к высшей мере наказания. Волею судеб Огарков и его конвоир, рядовой Джурабаев, вынуждены прорываться и оккупированной фашистами деревни в Штаб армии…
Если уж быть до конца объективным по отношению к «Дороге на Берлин», то первоисточники, легшие в его основу, однозначно проигрывают первоисточникам, легшим в основу его предшественников- это вам и не бессмертная героическая повесть Бориса Васильева, и даже не эпические мемуары Людмилы Павлюченко. Война в картине, несмотря на наличие нескольких батальных сцен, уходит куда - то на второй план, отчего весь её трагизм, вся её противоестественная сущность уходят из творения Сергея Попова на нет. Зато находится место другому- человеческим эмоциям. Молодые актёры Юрий Борисов и Амир Абдыкалов блестяще раскрывают образы своих героев- двух человек с абсолютно разным военным опытом, разной культурой и языком, находящиеся как бы по разные стороны баррикад, которые обретают друг друга, проникаясь взаимопониманием и взаимоуважением, а их отношения из взаимной неприязни перерастают в подобие дружбы, а концу и вообще, братания. Это показывает, что никакая, даже самая страшная война не способна убить в человеке человеческое…«Дорога на берлин» Сергея Попова таким образом из военного кино автоматически переходит разряд антивоенного, достойного встать в один ряд с такими лучшими представителями жанра, как «Кукушка» Александра Рогожкина, «Двое» Анатолия Матешко и в «Белом плену» Петтера Несса.
Да, в плане зрелищности и эпичности оно, может быть и уступает и «Батальону», и «
Битве за Севастополь», «
Зорям здесь тихим», но кто сказал, что военное кино не может быть настолько человечным, каким оно получилось у Попова? Одно, правда, осталось для меня за пределами постижимого- откуда взялось в названии пафосное словосочетание «Дорога на Берлин», если фильм вообще не об этом?
Click to view
Добавляйтесь в друзья, будет весело и интересно.