В Петербурге расследуют попытку самоубийства, к которой, как сообщается в записке, оставленной девочкой, привел телефонный звонок. Судя по всему, со школьницей разговаривали представители так называемого коллекторского агентства. Методы некоторых подобных организаций уже давно вызывают возмущение общественности.
Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв о взыскании долгов с трагическими последствиями.
Типовой многоквартирный дом в Невском районе. Высоту 10-го этажа себе может представить каждый. Многие говорят: падение 11-летней девочки смягчили кусты. Но здесь, на месте, все выглядит по-иному. Кажется, то, что она выжила, действительно, настоящее чудо.
Родители оставили дочь ненадолго: отправились за продуктами. Когда вернулись, девочку дома не обнаружили. Она была уже внизу. К счастью, серьезных переломов у нее нет. Из записки стало ясно: выброситься с балкона ребенка подтолкнул телефонный разговор с коллектором - специалистом, добивающимся возврата долгов.
Андрей Исаев, помощник руководителя Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу: «В ходе осмотра места происшествия была обнаружена записка, предположительно написанная школьницей, что причиной данного поступка девочки является требование коллекторского агентства о возврате долга».
Текст записки официально не обнародован, а родители девочки комментариев не дают. По некоторым данным, она написала: «Бегите. Спасайтесь. Мы должны им 83 тысячи». По злой иронии судьбы, ее семья банкам ничего не должна. Непогашенные кредиты есть у сына хозяйки квартиры в доме на Прибрежной улице, которую они снимают с декабря прошлого года.
С тех пор по стационарному телефону они не раз имели опыт неприятного общения с коллекторами, желающими вернуть деньги своих нанимателей. Но давить, тем более, на ребенка - это некорректно и непрофессионально, говорят представители профессии, работающие в полном соответствии с этикой и законом.
По правилам, общение с должником обязательно должно начаться с уточнения его личности. Даже паспортные данные могут попросить. Ну а если трубку поднял несовершеннолетний, то вообще действовать нужно по четко определенному сценарию, так называемому скрипту.
Фёдор Казаков, генеральный директор коллекторского агентства: «Мы обычно разговариваем так: „Когда будут родители дома? Во сколько они придут? Возьми ручку, пожалуйста, запиши важную информацию, чтобы они перезвонили“. Если у нас стоит задача именно вернуть долг, а не какая иная, то на эмоциях и на агрессии долги не возвращаются. С человеком, прежде всего, надо договориться. Оказывая какое-то психологическое давление, мы никогда не придем к цели».
Фёдор Казаков добавляет: если сотрудники его агентства понимают, что на другом конце провода человек, чье психическое состояние вызывает тревогу, неприятный разговор обязательно отложат. Если опасаются за жизнь собеседника, сообщают в полицию.
Однако в коллекторской компании, чьи люди звонили в семью выбросившейся с балкона девочки, видимо, другие профессиональные принципы. Если экспертиза и следствие подтвердят, что прыгнуть с балкона ребенка подтолкнул именно звонок с требованием вернуть деньги, то коллекторов будут судить по статье «Доведение до самоубийства». Да и за моральный ущерб и лечение они сами окажутся должны немалую сумму.