Вообще я хотел написать про фильм...
Как-то я писал, что у меня была подружка, которая в подростковом бунте зашла так далеко, что ей всё с большим и большим трудом получалось налаживать мостики с реальностью, пока она не пропала... вся... как героиня фильма «Милые Кости», когда ее останки засосало в бездонную мусорную кучу, равнодушно поглощающую все, что в нее попадало - раз и навеки. Но если героиня этого фильма попала туда не по своей воле, то мою подругу тянуло к пропасть, как магнитом
Казалось, что в последние годы нашего с ней общения, ей было все равно куда ее заносят повороты судьбы; ее жизнь походила на езду по гололеду в пьяном состоянии, где сомнительная прелесть - все время рисковать, и быть на волоске от трагедии...
"Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.."
Это странное состояние беспокойства и пустоты когда все благополучно и хорошо, и ощущение полноты жизни только когда нарушаешь запреты, границы, покалываешь себя иголками, чтобы ощущать, что ты реально существуешь и можешь что-то чувствовать. Но покалывания иголками приводят к мозолям и уменьшению чувствительности, и потому колоть приходится сильнее и сильнее... Это, как наркотик с которого сложно соскочить, а финал почти всегда трагичен и неотвратим.
"...Под ним струя светлей лазури,
над ним луч солнца золотой,
а он мятежный, ищет бури,
как будто в бури есть покой"
Моя подруга не жила в бедности; ее семья могла себе позволить многое... Даже слишком... Особенно на фоне начала 90-х, когда рухнуло буквально все..
К примеру, выкупить в сталинке, где они жили, еще две квартиры на этаже, чтобы объединить их в один многокомнатный лабиринт. Глава семейства буквально приносил деньги домой в больших продуктовых пакетах (и это не метафора... это безумные 90-е...но, к слову, при том, что семья была богата, квартира заваленная дефицитом и импортной техникой, подчас деже не распакованной, походила на захламленный склад с душком разложения)
Но при внешнем благополучии семьи девочку с ранних лет тянуло в асоциальные компании, с 13 лет она перетрахала всех парней в округе, предпочитая выступать Казановой в юбке, романтические фильмы для юных дев ей заменили эротические триллеры вроде "9 ½ недель", "Горькая луна" и "Дикая Орхидея" по которым она училась жизни, снимая кальки с характеров и поступков героинь, как образец для подражания, с 15 открыто курила дома, а вне его стен пробовала легкие наркотики, к 18 перепробовала все что можно, и, провалив было начатую карьеру манекенщицы, устроилась танцовщицей в крупнейший стриптиз клуб Москвы...
Потом внезапно у нее появились связи, деньги. Она свалила от родителей и снимала просторную квартиру в центре, и где жила с парнями которых она содержала. В том, что она платила за них, водила по кабакам, меняла и выставляла, как надоевших собачек, читалась попытка компенсации и замещения того, что ей самой приходилось быть секс игрушкой для гостей клуба...Под финал нашего с ней общения до меня доходило, что в ее доме проходили нон-стоп вечеринки и оргии, и допинги становились все опаснее и дороже.. далее ее путь резко обрывается... причем пропала не только она, но и родители, которые продали квартиры, шикарную дачу, и исчезли, так, что даже многочисленные знакомые не смогли найти никакой информации об их дальнейшей судьбе, чтобы хоть какая ниточка вывела на нашу общую подругу...
Собственно это прелюдия...
Некогда мы с ней обсуждали фильмы Франсуа Озона... Тогда, в середине 90-х, он только снял свои первые короткометражки ("Маленькая смерть", "Летнее платье", "Посмотри на море"), а после прогремел полным метром - "Крысятник", в котором, казалось, старался побить рекорд заступов за грань табуированных тем...
Уже после 2000 года, когда след подруги окончательно потерялся, выходящие фильмы Озона были, как ее приветы из призрачного прошлого...
Сначала было занятно получать их, да и меня не покидала мысль, что она еще проявится в моей жизни, веселая, шальная, вернувшаяся из длительного загула...но с годами тон приветов оставался прежним, как старое приветствие на автоответчике, а вот я менялся... словно ее молодость замерла и остановилась в пьяном цветении, и мы уже не были на равных..
Она осталась маяком, удаляющимся в туман, в то время, как меня уносило от нее непреодолимым течением, и я терял ее из вида, и время вымывало ее из моей памяти...
Я уже не восторгался опасным Озоном, так как он будил во мне печальные чувства... Вчерашние игры с искушением, уже не веселят, так как пришло осознание какова цена этим шалостям...Не всем мышкам достался сыр бесплатно... Былые чудачества уже пьянят, а обернулись похмельем, а некоторым порочной зависимостью.
Да и при том, казалось, что все кинематографические сюжеты режиссера - это одна и та же печальная сказка, которую изо дня в день, вновь и вновь требует капризный ребенок, и усталый родитель, чтобы не умереть от скуки, начинает обновлять затертую историю мелкими деталями, давать старым персонажам новые имена, под которыми читаются прежние лица...
Я выдержал довольно большую паузу, чтобы вернуться за знакомую колею, и только сегодня, я посмотрел прошлогоднюю премьеру Озона - "Молода и прекрасна / Jeune et jolie"
Кстати, героине в начале фильма исполняется 17. Столько же было Лермонтову, когда он написал про парус... Возраст когда неудовлетворенность и внутренний протест, вкупе с щемящей грустью о несостоявшемся/невозможном счастье, может привести к опасному поиску желаемого и парадоксальным поступкам.
О самом фильме, как всегда, писать не буду, лишь потому, что в предыстории о моей подруге я задал параллели, которые увидел в этой ленте... Да и сюжет, мягко говоря, не нов... о чем я писал... словно соткан из цитат и отсылок к другим известным фильмам...
Фильм простой, легкий, как обезжиренный кефир, как нарочито поверхностный этюд, набросок... Но под видимой простотой каждый может увидеть что-то большее. Что увидел я - это я поведал выше. Но даже больше... возможно и себя, со стороны, в какой-то период своей жизни (не воспринимайте только эти слова буквально))
Новых открытий не будет... впрочем, это сродни верности простому, но любимому блюду...
Вкушайте