Начну издалека.. Настолько, что возможно вызову упреки в невежестве..
Ибо впервые обратил внимание на работы Тамары де Лемпицки (или, Лемпики, как после она представлялась),
в клипах Мадонны, оформлении сценической площадки, в период "амбициозной блондинки", а так же в фильме Тима Бёртона "Бэтмен" (вспомните офис босса Джокера, который в котором он засел сам), где я не мог отлипнуть от картинки, восхищаясь работой художников, декораторов, костюмеров, сделавших фильм невероятно стильным, имеющим уникальную картинку, которую растеряли продолжатели эпопеи саги об мужике заигравшемся в колготках.
Возвращаясь к Мадонне.
Во многом превращение панк-чудища, которой она появилась в начале карьеры, в гламурную диву, с титьками в атласных вырезах, я вижу роль влияния творчества Лемпицки... да-да.. может я не прав, но начиная с клипа "Еxpress yourself" мы все чаще и чаще стали видеть разбитную певичку в роли Голливудской дивы, образы с картин перекочевывали в музыкальное видео, наряды, да и знаменитая прическа, что это, как не заимствование у Лемпицки.. а потом и вовсе был фильм "Дик Трейси", где Мадонна появилась в роли певички в окружении арт-деко, гангстеров, мехов и выхолощенной роскоши. Увы, Мадонна пошла далее, сменяя образы, хотя это были, на мой взгляд, ее золотые времена.
Ну, да приблизимся к теме..
Наверное, это одна из самых интересных и авантюрных судеб среди художниц.
Как и многое, что окружает человека-легенду, в историях про Тамару де Лемпицки много выдумок, преувеличений, часть из которых она создала сама.
Но, главное в ней, как и в ее работах - неповторимость, узнаваемость и печать времени, которая, как легкий джаз, или привкус игристого вина, позабытый аромат бабушкиных духов, будет возникать в воображении при взгляде на ее работы.
Итак...
Как случается в жизни мифических женщин, или женщин претендующих на миф, в рождении Тамары де Лемпицки есть загадка.
Но не в банальной дате рождения, так как известно, что родилась она 16 мая 1898 года, а в месте рождения, так как по одним сведениям она появилась на свет в Варшаве, а по другим в Москве, в обеспеченной семье (отец - предприниматель еврейского происхождения, мать - полька, дочь варшавского банкира)
В дальнейшем Тамара, урожденная Мария Гурвич-Гурска, полукровка, стесняясь своего происхождения выдавала себя за русскую аристократку, что объясняет путаницу с указанием места ее рождения.
В возрасте 12 лет Тамара оказалась в Италии, поехав туда с бабушкой, и попала под впечатление от Реннесанса, что подтолкнуло ее к пробам в изобразительном искусстве, и страсть эта носила весьма эротический оттенок - девочка рисовала томных женщин, образы полные сладкой неги, и даже недвусмысленной лесбийской чувственности.
В 16 лет, пережив развод родителей, рассорившись с матерью, Тамара переезжает в Петербург, к богатой тетке, где окунается в светскую жизнь, и становится ей одержима, не пропуская ни одного сколько значимого события, общается с аристократией, богемой.
На одном из балов маскарадов, понимая, что ей сложно будет тягаться в нарядах со светскими львицами тех времен, Тамара нарочито выбрала образ деревенской девушки, в крестьянском платье, с корзиной, в которой торчали два гуся, и в таком виде участвовала в танцах, чем вызвала внимание к своей персоне, развеселив публику.
На том балу, среди прочих гостей, оказался ее будущий муж - поляк, граф, адвокат Тадеуш Лемпицки. В дальнейшем Тамара добавила Де, представляясь, подкрепляя свой миф об аристократическом происхождении.
Тамара всячески старалась добиться его расположения и титула, влюбить его в себя и женить, так как он был хорош собой, имел титул, и добилась своего - они женились спустя два года после знакомства, когда она была от него в положении.
1917 год. Революция. Светская жизнь, которой грезила Тамара накрывается медным тазом, Тадеуша арестовывают, ему грозит расстрел. Чуя, что дело пахнет керосином Тамара, ценой супружеской измены со шведским консулом, выправляет фальшивые документы для себя и мужа, и сбегает со своим графом сначала в Копенгаген, а после в Париж.
Там, вдали от привычной богатой жизни им приходится селиться в смромном гостиничном номере, тогда же родилась дочь - Кизетта, и для всех них началась новая жизнь.
В Париже беглянке, привыкшей к тусовкам, мотовству, и прочему роскошному разложению во всех плоскостях стиля жизни, не хватает, первое - денег, второе - мужа, который, сломленный арестом, не мог работать и обеспечивать супругу и ее капризы, потому Тамара решает сама зарабатывать - живописью, и , не найдя поддержки в супруге, отправив дочь в пансион, будучи натурой чувственной и ненастной, как ее описывали позже, погружается в развратный образ жизни, состоящий из смены партнеров обоего пола, кокаина и алкоголя.
Для того, чтобы добиться успехов на художественной ниве она посещает курсы известных мастеров, классиков фигуративной живописи Мориса Дениса, и Андре Лота, который отличался кубистический стилем живописи, который так заметен в полотнах Лемпицки, а также посещает Academie de la Grande Chaumiere, выставляется в художественных галереях, не без протекции, пуская в ход очарование, секс и хорошие связи.
Надо заметить, что связи и выбор тем для картин помогли ей нащупать дорогу к славе.
Ряд портретов аристократов, артистов, писателей, тех, кого мы назовем нынче медийными лицами, заставил косвенно заговорить и о художнице. Вторая излюбленная тематика - порочная чувственность, обнаженная женская натура, порой откровенные лесбийские сцены, что не может не вызвать резонанс среди публики.
"Как писала в своей биографической книге Леора Кларидж "Арт-деко и декаданс", де Лемпика вела необузданный образ жизни, обожала наслаждения и развлечения. Даже среди парижан она считалась заядлой "тусовщицей", говоря современным языком. Она любила посещать ночные клубы с сомнительной репутацией и танцевала откровенно призывные танцы, выискивая партнеров для оргий. Особенно ее привлекали матросы, дипломаты, актрисы и проститутки. И не однажды она ложилась в постель с женщинами, одетыми по-мужски. Больше всего де Лемпика любила, когда ей ласкала интимные места юная красотка, в то время как сама Тамара ублажала красивого и статного мужчину - желательно моряка. Она также любила пить джин с содовой и нюхала кокаин, что усиливало ее ненасытность в сексе. После бурной ночи она шла в студию и рисовала. Де Лемпика стала знаковой фигурой, живым воплощением стиля арт-деко, символом своего времени. Она была единственной художницей, которая сделала себе имя сама (ее современницам приходилось становиться любовницами известных художников, чтобы прославиться). О Тамаре говорили, что она наглая, дерзкая и чувственная. Она охотилась за наслаждениями (говорят, страдала маниакальной депрессией) и говорила о себе: "Я делаю только то, что мне заблагорассудится, я ненавижу делать то, что "нужно"... Мой образ жизни никогда не был респектабельным. Я не такая, как все".
Одно из редких изображений мужской натуры. Интерпретация истории Адама и Евы.
"Натурщика для картины "Адам и Ева", достаточно редкой в ее творчестве, потому что на нем изображена влюбленная пара, в то время как на остальных мы видим или оргии, или лесбийские утехи, она нашла на улице. Это был полицейский, который ходил вокруг ее дома. Мысль о рисунке родилась, когда натурщица Тамары откусила яблоко. "Когда я увидела, как соблазнительно натурщица откусила яблоко, у меня возникла мысль о современной Еве. Следующим шагом было найти Адама. Я сказала ей: "Продолжай есть". Я вышла на улицу, запачканная краской. Увидела знакомого полицейского, который часто бывал возле моего дома. Я спросила его, знает ли он меня, и он ответил: "Ну конечно!" У него даже была моя репродукция. Когда я спросила, не хочет ли он быть натурщиком, он согласился и остался в студии до утра".
Портреты именитых людей, откровенные сцкны на полотнах и в жизни приковывают внимание к художнице.
Один из заказчиков портретов стал Габриеле Д Аннуцино - популярный писатель, ловелас, европейская знаменитость, с которым у художницы случился шумный роман, хотя сам портрет так и не был создан. Громкое обсуждение романа среди высшего света, в СМИ, и вот она - слава и поток заказов. Так, среди ее клиентов очутился барон Рауль Куфнер, ставший ее вторым мужем.
«Портрет Барона Рауль Куффнера»
1932.
О своем успехе Тамара говорила: "Чудес не бывает. Есть только то, что человек творит сам".
Тяжелое и грязное ремесло живописца Тамара де Лемпицки превратила в хорошо оплачиваемое хобби, и подходила к работе с легкостью, с безупречным маникюром, с нарядах от кутюр, принимая между сеансами живописи ванны, шампанское и любовников, так как настояла при новом замужестве, что брак будет открытым для посторонних людей, новых плотских утех и флирта.
"После тридцати она зарабатывает много, а похвалы слышит все реже и реже. Зато двери лучших парижских домов открыты для нее нараспашку - не как для модной, но нищей богемы, но как для светской львицы, равной среди равных. О чем она, собственно, и мечтала"
Так, достигнув вершины желаемой славы, зацепившись и прижившись в новых условиях среди аристократии, Тамара де Лемпицки, в середине 30-х годах уезжает в Америку, ближе к ее обожаемому Голливуду, актерам, и целлулоидному миру шика, гламура, громких и скорых карьер, мифам и реалиям фабрики грез, где не нашла успеха в качестве художницы, была холодно принята критиками, и живопись, которая проложила ей дорогу в высший свет, отошла на второй план... отброшена при достижении цели
Тамара де Лемпицка Автопортрет в зеленом "бугатти" 1925
Но, возможно, роковую роль сыграло то, что когда не к чему стремиться, пусть даже блистать в обществе фальшивыми историями и реальными титулами, то маховик останавливается и человек угасает... Тамару начали мучить приступы маниакальной депрессии, и беспробудная гульба сменилась визитами к психотерапевту.
Пока Лемпицки выбиралась из болезни настало период экономического кризиса, который изменил многое, в том числе и положил финал эпохе арт-деко, а в сороковые веяния в изобразительном искусстве изменились так глобально, что некогда футуристические работы художницы показались безвозвратно устаревшими.
Новые гении взрывали жбаны с краской, ставили на полотна кляксы, увлекались абстракцией, находили все новые и более безумные приемы марания холста и самовыражения, а Лемписки (на новый лад, удаленный от польских корней), которая продолжала выходить к мольберту в вечерних туалетах воспринимались ими, как чудачка... "баронесса с кистью"
По неволе расставаясь с титулом признанной художницы, Тамаре оставалось царить в статусе светской персоны, собирая вокруг себя знаменитостей.
Глядя на эти ее полотна понимаешь, что родись она мужчиной, то отношение к ней было бы более серьезным, и внимание более пристальным, так как в этих натюрмортах я ощущаю тот же дух времени, который с успехом и почестями отображал ее современник Сальвадор Дали.
Но ей отведена роль лишь знаменитости со странностями... безумной славянки с амбициями, коей ее считали
Все, что оставалось, лишь принимать в своих салонах звезд, да колесить по миру с мужем-бароном в поиске новых впечатлений.
Казалось, ее навсегда списали.
Второй прилив внимания и обожания Тамара де Лемпицки испытала только в глубокой старости. После смерти мужа, потеряв славу, забытая, она не знала где найти вдохновение, и неслась по миру, трижды подряд устроив кругосветное путешествие, словно тени прежних грехов настигали ее всюду куда бы она не переехала.
В конце 60-х годов, вдруг, на волне ностальгии и любви к ретро, возник вопрос: жива ли она - королева эпохи арт- деко.
Где та самая Лемпика? Та самая женщина, что так смело изображала лесбийские игрища, что провозгласила образ полноправной женщины свободной от предрассудком и мнений общества... та муза эмансипации?
Можно сказать, что в 70-е годы арт-деко пережил ренессанс и всплеск интереса, что бывает, волнообразно, чередованием стилей от лаконично- абстрактного к насыщенно декоративному.
Эти выставки "забытого старого" прошли на ура, и новую вспышку интереса к работам и персоне Тамары де Лемпика, котораые бросились скупать и коллекционаровать.
Изрядно постаревшая дама, словно обиженная годами забвения, срывавшая злость за годы забвения то на галеристах, то на дочери, которую в годы своего расцвета и признания она выдавала за сестру, проявляла крутой нрав, и порой срывала свои же выставки непомерными требованиями.
Но годы забвения, мытарств по миру, и возраст давали о себе знать.. Тамара была истощена, ее здоровье подорвано, и вместе с дочерью, переехала в Мексику, на курорт, на пике второй волны признания.
Всю свою жизнь эта женщина окружала себя молодыми людьми, и в последние годы ее жизни она не изменяла себе: в Мексике ее жизнь скрашивал мексиканский скульптор Виктор Контрерас, который был в два раза моложе Тамары, и которому она завещала половину своих работ и дом.
Лемпика боялась старости, не признавала ее, и не могла с ней смириться, до последних дней ходила в ярких платьях, и не любила смотреться в зеркало. Умерла Тамара во сне 18 марта 1980 года. Она завещала, чтобы после смерти ее прах был развеян вокруг вулкана Попокатепетль, который был виден с террасы ее дома, что и было исполнено с вертолета Виктором Контрерасом.