Oct 14, 2014 14:04
В Израиле праздничная неделя - Суккот. А в Хайфе - Международный кинофестиваль. Сходили на "Левиафана" Звягинцева (фильм получил приз за лучший сценарий в Каннах и номинирован на Оскар). Зал Аудиториума на 1200 мест был переполнен. И что удивительно, русскоязычной публики было не более трети, основная часть зрителей - израильтяне. Кажется, Звягинцев, выступивший перед началом фильма, был сильно удивлен таким интересом израильской публики. Пожелал зрителям "приятного неприятного просмотра". Предупредил, что фильм тяжелый, но в первый час будет много смешных моментов. Действительно было несколько забавных эпизодов, в которых зал смеялся (иконы и голые бабы на лобовом стекле машины. Или фраза жены пьяному гаишнику "Вести-то сможешь"? "Конечно, я же гаишник"). Но в это все было не слишком смешно. Потому что очень знакомо. Скорее, смех от ужаса. И сразу, с первых кадров ощущение дикой безнадеги.
Вначале казалось, что это просто такая социальная-политическая драма, истоки которой в кино 90-х. Но к концу становится понятно, что фильм больше, чем социально-политическая драма, по масштабу это скорее древнегреческая трагедия с ее непобедимым роком. А на первом слое - злая политическая и антиклерикальная сатира. Я не знаю, как этот фильм будет воспринят в нынешней России. Что-то мне кажется, Звягинцева мгновенно запишут в пятую колонну. Потому что покусился слишком на многое "святое". Говорят, в России будут "запикивать" мат (не понимаю, зачем, только привлечет лишнее внимание). Речь в фильме нарочито невнятно-разговорная. Ну и матерная, естественно тоже (мат там явно служит художественной правде, а не провокации). Ну и скажем прямо, мат в фильме далеко не самое страшное.
Очень интересно показано, как человек, явно выступающий на стороне зла, ощущает себя делающим "богоугодное дело". И как люди, поверившие в свою ошибочную теорию, закладывают близкого друга (опять же, считая, что делают доброе дело). Очень какой-то "российский" сюжет. Хотя в целом, сюжет "не наш", Звягинцев рассказывал, что основой послужила история американца, дом которого хотели снести, чтобы построить на его месте завод, а он заварил себя в адском будьдозере, и порушил этим будьдозером построенные вокруг него здания. В фильме тоже есть сцена сноса дома главного героя бульдозером. И будьдозер в этой сцене выглядит как какое-то мифическое механическое чудище. Все пожирающий Левиафан.
Фильм построен так, что ключевые сюжетные моменты как бы опущены. Остается только догадываться "что же случилось на самом деле". И получается, что это даже и не важно, что и как оно было. Важно, к каким последствиям привело. И все ведет к тому, что жизнь человеческую сжирает это самое чудовище Лефиафан. А власть это чудовище, церковь или что-то еще выше - даже и не важно.
В общем, впечатления от фильма очень сильные и очень плохо вербализуемые. Поэтому простите за столь невнятную "рецензию". Но мне было бы очень интересно обсудить его с кем-то смотревшим. Свистните мне, если посмотрите, а?
кино,
мыикультура