Apr 17, 2016 05:12
У Успенского вычитал свидетельство XI в. студийского монаха Никиты Стифата о совершении Преждеосвященной Литургии:
"По нашему преданию, - говорит он, - мы служим полную литургию (в Четыредесятницу) по субботам и воскресным дням в третий час, в который Святой Дух сошел на апостолов; тогда, совершая приношение, освящаем Дары, из которых сохраняем достаточное количество на целую седмицу; в девятый час завершив все богослужение, в заключение вечерни мы, иереи с диаконами, творим вход с одним лишь кадилом, и после чтения пророков, совершив установленные Василием Великим молитвы, перенеся с предложения Дары, помолившись над ними, прибавив к этому еще преданную нам Господом молитву, мы возвышаем Хлеб, говоря: Преждеосвященная Святая святым, затем, совершив соединение, причащаемся".
Теперь мне немного стало понятно, откуда растут ноги, вернее, не растут, почему в Преждеосвященных нет Анамнезиса (хоть это и не оправдывает его отсутствия).
Получается, в XI в. в местности Никиты Стифата (а может, и все студиты) по субботам и воскресеньям В.П. в 9 утра совершали полную Литургию, но не причащались сразу, а ожидали (в храме, я полагаю - читая Священное Писание (может, потому у нас и пытаются вычитать все Евангелие то за 3 дня, то за 12)), постясь весь день, до 3 часов дня, чтобы за совершением вечерни приобщиться освященным Дарам.
А потом, переместясь на будни, Преждеосвященная начала приобретать самостоятельные черты отдельной Литургии, и из-за этого вскоре совсем потеряла характер Евхаристии как благодарения (вместе с Анамнезисом), обрастая ранее ненужными функциями перенесения Даров (для этого даже появилась своя Херувимская, по аналогии с полной Литургией). А в нашей Русской Церкви последние два века совсем сдурели, совершая ее - вечернее Причащение - утром.
Т.е., по сути, Литургия Преждеосвященных Даров - вечернее Причащение.
Преждеосвященная,
Пост,
Богослужение,
Причастие,
Литургия,
Евхаристия