Утром - жертва вечерняя.

Mar 30, 2016 04:29

К сожалению, думать христианам некогда, и именно потому за общим богослужением они молятся вечером об утре и наступающем дне, а утром - о вечере.

Потому и Литургия Преждеосвященных Даров совершается не вечером, (что было бы более, чем уместно, т.к. большинство людей утром работают и не могут участвовать или хотя бы присутствовать на ней), а утром. Чем вызвана эта метаморфоза - непонятно, т.к. многие вещи у нас в Церкви - нет, не духовные, а обычные - не поддаются той самой логике, дарованной нам Господом; возможно, по аналогии с обычной Литургией.

И как же в нашем Типиконе не хватает вот таких вот подсказок, как же совершать богослужение, если люди не хотят повторять за основателями богослужебных чинопоследований.

Вот и получается, что почти во всей Русской Церкви в Великом Посту на буднях и накануне Пасхи, Рождества, Богоявления, в вечер Пятидесятницы вечерня служится в 10-11 часу утра. И какой диагноз надо иметь, чтобы нагло врать в лицо Господу, что мы приносим Ему "вечернюю жертву", собравшись "к закату солнца" в храм, прося мирного вечера заранее, когда еще день только начался?

"Ведомо буди тебе, о иерее, яко аще людие восхощут служити Преждесвященных воутрие, службу с ними прави сице":

Утреня.
- Начало обычное, "Слава Святей", можно сразу "Благословенно Царство". Шестопсалмие.

- Мирная ектения (если в приходе существуют настоящие оглашенные, можно перенести к Херувимской) - отвечает народ .

- Затем Аллилуиа, причем в изначальной традиции: диакон/чтец поет псалмы, народ - припев-прокимен или Аллилуиа. Можно и целиком с народом петь псалмы. Около трех псалмов должно быть достаточно. Псалмы поются по очереди, по расписанию, друг за другом, образуя хоть какой-нибудь круг - годовой, месячный, постовой.

(На полиелейных святых - вместо Аллилуиа Бог Господь, тропари (поет народ) и полиелейные псалмы. Полиелей по обычаю).

- Ектения-молитва "Спаси Боже, люди Твоя" возможна, только без чрезмерного упоминания святых - не 50 имен.

- Именно только Трипеснец, а не весь канон. Только без библейских песен... кроме "Честнейшую" на 9 песни и малых ектений.

- Хвалитны со стихирами. Открываются Царские Врата (до этого они закрыты, а священник стоит с народом) и больше не закрываются до конца Литургии. Великое славословие поется (желательно с народом). И сразу после трисвятого -

- Премудрость! Чтение 2 паремий Бытия и Притчей, с обычной вставкой "Свет Христов". Прокимна "Да исправится" не будет, оставим его на вечерне, перед паремиями хватает прокимнов. При желании можно оставить, если переделать "вечернюю жертву" на утреннюю, но как-то не очень. (При полиелее брать одну паремию святому, а не оставлять на несуществующее "вчера").

(Можно подумать о чтении Евангелия. Только не говорите, что не положено - все равно его вычитывают главами на часах).

- Молитва прп. Ефрема с 3 поклонами.

- Сугубая ектения. Никаких заупокойных и литий после Литургии - в сугубой есть прошение о усопших.

- Отпуст в виде ектении и молитвы над оглашенными. Оглашаемые и непричащающиеся уходят.

Малых ектений нет. Сразу -

- Херувимская "Ныне силы".

- Просительная ектения. Отче наш - народ.

- Причащение священослужителей в алтаре. Батюшка не тянет резину с запивкой, а сразу идет причащать. А лучше вначале приготовить все к Причастию (раздробить Тело Христово, опустить в Чашу), затем обернуться к людям, вместе помолиться перед Причастием. После этого народ начинает причастный псалом. Священники причащаются сами, затем сразу же выходят к народу.

- Причастен 33 псалма поется всем храмом. Не кусочек, а целиком псалом, с припевом "Вкусите и видите".

- Окончание обычное, в конце благодарственной ектении - молитва после Причастия.

И, конечно, всё на языке большинства предстоящих людей, все "тайные" молитвы вслух.

И еще лично мне не хватает общего Анамнезиса - воспоминание о Христовой Жертве, Его жизни на земле, смерти, воскресения, и установления Евхаристии и самого благодарения за все... Не думаю, что это противоречит Евхаристии.

Ведь и ЛПД - Евхаристия, не так ли? ;)

Устав, Типикон, Богослужение, Нереальная Церковь будущего, Утреня

Previous post Next post
Up