Свалим всё в кучу.

Mar 12, 2017 00:23


Эх, как же хочется объяснить людям, что мы (те, кто говорит о проблемах Церкви) вовсе не пытаемся украсть у вас (те, кто молчит или не видит их) радость общения с Богом за прекрасными богослужениями в различных видах, а печалимся о том, с каким ханжеством и слабоумием, и даже вызовом Богу оно происходит.

Когда-то христиане, у которых было много свободного времени, выстроили для себя и  себе подобных график молитвы на целые сутки, чтобы не на минуту (хотя бы не на три часа) не забывать о драгоценном Боге, и эту молитву перемежали с рукоделием, физическим трудом, ведь так и проще, и удобно - недолгие (полчаса-час) общие молитвословия не утомляют человека, как протяженные, но в то же время не дают и расслабляться.

Так и появились наши знакомые 1, 3, 6, 9, полунощница (это как бы 12 час, имеет такую же структуру) часы, которые до недавнего времени служились каждый в свое время и не были особо привязаны к другим суточным богослужениям (как сейчас 3 и 6 час - к Литургии). Напр., 1 час служился часов в 7 утра, 3 час - ок. 9, 6 - 12, 9 - 3 часов дня, ну и полунощница - в полночь.

Мы сейчас не затрагиваем вечерню и утреню, с ними, надеюсь, все понятно: они на своих местах. Утреня служилась ок. 4-5 утра, вечерня - в 16-17.

Потом, уже в 19-20 веке какие-то умники решили сэкономить свое время, и общей кучей отслужить все "положенные" части суточного круга, но они не подумали, что структура каждого часа одинакова: трипсалмие, тропари, молитва "Иже на всякое время", отличие лишь в сути каждого часа; в том, чем он богословски наполнен (3 - напоминание о сошествии Святого Духа, 6 - о повешении Христа на крест, 9 - о Его распятии).

Сейчас все восхищаются и одновременно утомляются длинностью и множеством поклонов за великопостными службами, но происходит это вовсе не из-за рачения Церкви побольше сделать поклонов и истомить людей молитвой, а только по причине абсолютного непонимания этих самых чинов, как молитвы - обращения к Богу и происходящего от этого произвола жонглирования службами как вздумается.

Ну не нужно читать одну и ту же молитву Ефрема Сирина 7-8 раз, Трисвятое с Отче наш - раз 15-20, молитву "Иже на всякое время" - 5 раз. Не то, что бы это неполезно - если человек делает это со вниманием и любовью, пусть и 20 раз, это похвально - но ведь вы же не будете читать вечерние и утренние молитвы по 5 -10 раз подряд, даже несмотря на великую пользу?

Такое отношение - вычитка часов - не принесет должного плода человеку, т.к. из прочитанных наспех трипсалмов каждого часа (плюс кафизмы на каждом), да еще на чужом языке, он вряд ли вынесет много пользы.

И именно поэтому в группе АПС так часто слышится здравый протестующий (иногда и кичливый, уж простите за это) голос, не против Церкви, а против такого бездушного отношения к молитве и всему церковному, пусть немного нетерпеливый, и задевающий людей, любящих такие неправильные, но уже сложившиеся традиции - других они и не знают.

Потому что нам хочется осознанной и осмысленной совместной молитвы, чтобы все были, по слову Христа, едины, как и Он с Отцом. А некоторые вещи, ставшие традициями на голом месте и горячо любимые большинством мало понимающих в этом людей только наоборот, часто превращают богослужение то в правильное исполнение обряда, то в театр, где все, кроме священников и хора - лишь зрители...

Община, Устав, Типикон, Неведомому Богу, Богослужение, Жрецы, Молитва

Previous post Next post
Up