Feb 12, 2017 04:25
Есть одна серъезная тема, которую стоило бы разобрать Церкви. Эта тема - участие верных в Евхаристии. Название почти не имеет ничего общего с недавним обсуждением подготовки к Причастию. В этой теме мы затронем смысл, желание и возможности участия в единой, совместной Евхаристии.
Возьмем для примера один приход, в штате которого находятся 6 священников и 2 диакона. Все они в будние дни служат по очереди (1 служащий и 1 дежурный священник, 1 диакон), в воскресенье - все вместе. Правда, условно, потому что в этом приходе практикуется служение двух Литургий, так что священники делятся на две группы - те, кто на ранней и те, кто служит на поздней Литургии.
Как правило (исключения случаются очень редко - max 2 раза в год), на буднях (а в иных местах и в ВС дни) другие священники не приходят на Литургию, чтобы причаститься (в т.ч. и дежурный священник).
У некоторых священнослужителей жены поют в хоре. Но, обремененные детьми, они далеко не все и не всегда могут это делать. Часто бывают такие ситуации, когда такого священнослужителя просят побыть дома с детьми, чтобы его жена могла восполнить недостающий голос в богослужебном квартете (потому что не у всех есть знакомые и бабушки, седящие с детьми).
А теперь о самих проблемах.
1. Литургия сейчас служится "по расписанию", а не по потребности людей. Никто (т.е., настоятель) не спрашивает, когда людям (большинству) будет удобно собраться для совместного общения, молитвы и приобщения Христу. Зачем спрашивать, если все ясно: люди работают каждый день, и большинство из них в пятидневку. Участвовать в будничных Литургиях могут только пенсионеры, безработные и люди, работающие посменно.
Это свидельствует о равнодушии всех этих священников;
об отсутствии Церкви как осознанного "собрания", общины;
о ненужности людям Евхаристии.
2. Миряне вкупе со священниками не понимают важности собирательного значения Евхаристии, когда все знают друг друга и дорожат молитвенным общением и последующим преображением во Христе.
Две Литургии в один день ради удобства так же разделяют людей.
Литургия вместо "общего дела", как и Евхаристия вместо общего благодарения (которое и не слышно к тому же) стала "отмыванием грехов", со всеми своими неверными большими акцентами на записки и велегласными поминовениями. Даже священники не чувствуют потребности быть со Христом, не говоря уже о дружеском общении друг с другом...
3. Эстетизм церковного богослужения ставится превыше самого участия в нем. Ради того, чтобы хор звучал красивей (из которого никто не причащается), кто-то из участников Евхаристии должен отказаться от своего участия и приобщения Христу. И вообще, ради той же красоты народ давно не участвует в общей молитве.
Также если семья с детьми вдруг придет к началу Литургии, они быстро поймут, что им здесь не рады. Дети не могут целый час (а то и два) молчать и не двигаться. Как-будто бы Литургия только для взрослых, да еще и матерых стояльщиков.
И редко где причастят маму, приведшую своих детей к самому Причастию ради тишины в храме, из-за того, что она не отстояла всю службу.
И это только лишь начало основных проблем и их результатов в Церкви...
Церковное пение,
Литургия для детей,
Община,
Дети,
Единство во Христе,
Эстетика богослужения,
Молитва,
Евхаристия,
Литургия