Продолжение темы про ПТУ...
Выросли ПТУ из ФЗУ (Фабрично Заводское Училище, было частью большой системы обучения начальная школа - ФЗУ - ШРМ - ВУЗ , где на каждом этапе отсеивались люди и каждому находилось/находили место/дело. Никто небыл брошен)
В частности наше СГПТУ-163 даже имело своё общежитие....
Вот реальный комментарий который я немного отредактировал стилистически, он правда про не наше СпецПТУ, но общая картина была везде такой:
"Не считаю СПТУ чем то позорным. По окончании СПТУ ... поступил в институт вне конкурса по направлению завода и с повышенной стипендией. СГПТУ было при оборонном заводе. Кого попало туда не брали, не должно было быть приводов и не больше 4 троек в свидетельстве, например на специальность монтажник РЭА. За привод в милицию отчисляли сразу. Не считаю, что у нас учились исключительно конченные тупицы. С моей группы в институт поступили 5 человек.
Занятия были с 8:00 до 15:30 с часовым перерывом на обед в бесплатной столовой. Еда была качественная, как в заводской столовой.
Об обеспечении.
Оно было полным. Форма раз в год, и все остальное до трусов и носков. Включая, две пары обуви - ботинки обычные и зимние сапоги на меху, а также рабочие ботинки. И даже выдали модные тогда нейлоновые дутые куртки, правда все одного цвета. С едой тоже проблем не было, 3-х разовая кормежка бесплатно централизованно в столовой. Так как училище было исключительно городским, общежития не было и принимали только из города или тех у кого есть где жить. За неиспользованный ужин деньги выдавали со стипендией. Стипендия была 40 руб. + компенсация за ужин 10 руб. За хорошую учебу от завода премия 10 руб. Т.е. со второго полугодия максимум 60 руб в месяц. Так что,в отличии от школьников, не бедствовали, на развлечения денег хватало . Со второго полугодия, после обязательной слесарной подготовки и сдачи квалификационного экзамена на второй разряд слесаря инструментальщика, мы пошли учиться в цеха нашего завода - монтажниками РЭА. Там, после некоторого обучения, стали получать наряды за которые тоже была положена ЗП. Поначалу не много по 30-50 руб к стипендии. Так как 50% забирало себе училище. На третьем курсе я в месяц получал по 150-180 руб. Это больше чем зарабатывала моя мама, и почти столько же сколько отец.
Источник:
https://m.fishki.net/comment/mobile/2195396/0 © M.fishki.net
Это о чём?
Не о ностальгии по непонятному образу "путяги" или стенания по "тяжкому советскому прошлому"...
Это о том что если есть реальный спрос на реальные рабочие специальности, то возможно сделать реальное предложение для тех кто может и хочет трудиться.
По каким-то причинам, и произошло это не сегодня и не вчера, а в далёкие 70е, рабочая специальность превратилась во что-то грязное, для лохов, для тупиц..
В понимании общества ПТУ превратилось в Помоги Тупому Учиться. Те кто трудится руками воспринимались как неудачники. ПТУ рассматривалась как школа для трудных подростков и чуть ли не как альтернатива колонии/тюрьмы...
Такое отношение не могло не сказаться ни на качественном наборе учащихся и это же способствовало деградации педколлектива.
Пишут что это было связано с "упадком промышленности".
Есть некая доля правды. Но ведь"упадок промышленности происходил из-за того что не смогли перейти на качественно новый уровень развития.
Хотя попытки перехода были массовыми. Автоматизация целиком цехов, заводов или локально - станки с ЧПУ.
Все мы помним кино "Большая перемена". Там был случай когда неграмотный рабочий (актёр С.Крамаров) спровоцировал аварию по неграмотности.
И эту неграмотность должны были ликвидировать Вечерние школы (для обучения без отрыва от производства) и ПТУ - для тех кто сначала должен был научиться, а потом прибыть на производство уже подготовленным специалистом.
Не буду гадать что побудило разрушить систему ПТУ в конце 80х- начале 90х.
Но сегодня картина безрадостная.
Ведь полученные знания нужно не только уметь применить, надо ещё иметь возможность их применить.
То есть иметь место работы и чтобы этот труд оплачивался.
В условиях дикого капитализма работник мечется по рынку труда в поисках лучшей доли, работодатель далеко не всегда может получить что ему надо.
Нет связки между обучением и производством где эти навыки можно применить...
Коэффициент Полезного Действия такой схемы настолько низок, что Система не работает.
Круглое тащим, квадратное катим.
Сейчас пробивается небольшой луч света в тёмном царстве - "Целевой набор" в сегодняшних колледжах.
Конкретные производства заказывают конкретных специалистов с определённым набором навыков.
Правда всё равно несколько коряво. Колледжи относятся к Минобру и зажаты в определенные рамки, программы. Финансируется образовательная база из федерального и городского бюджета.
Само конкретное производство, конкретный завод могут влиять на учащихся, процесс и форму обучения?
Что они получают по факту?
Я пытался найти простые статьи про Целевой набор... Пока ничего не увидел.
***
Немного писал про нашу ШРМ на Кронштадском тут:
https://golovino2009.livejournal.com/131637.html***
ПТУ это было не вещь в себе.
Тут обеспечивалось конституционное - Право на труд. Обучающиеся и выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением бесплатного жилья в виде общежития или квартиры.
Впервые в истории человечества - право на бесплатное общее и профессиональное образование. Немыслимое до сих пор для большей части человечества.
Собственно говоря и у нас сегодня...
Огромные массы определённой категории населения, на которые в иных условиях социального устройства махнули бы рукой, получили свободный допуск в культуру и науку, что дало стране и миру невероятные результаты. И мы до сих пор на этом живём.
Фото общежития СПТУ-163 тогда и сейчас тут:
https://t.me/golovino2009/1057