Пакгаузное шоссе. Головинский район. Москва. История названия.

Nov 11, 2022 00:20

Пакгаузное шоссе...
Я выбрал определённую форму постов где пытался рассказать о названии улиц нашего района. Может кому-то непонятна моя форма подачи материала, но я хотел понять - чем руководствовались те кто давал названия нашим улицам - местам где мы все будем жить, спать, гулять. Нам будут слать корреспонденцию на наш адрес, мы будем всем представляться - "я живу на 8й улице от угла 12й улицы 8го марта"..))
Название должно быть достаточно коротким, хорошо выговариваться даже теми кто плохо говорит. Оно должно что то означать и означать что то такое что можно объяснить.

Но вернёмся к Пакгаузному шоссе..

Согласно Википедии название получилось из-за того что эта дорога вела к складам на Савеловском направлении ЖД. Склады были временные, типа сараев. Именно такой тип склада называется "пакгауз".
Я искал куда действительно вело это шоссе. Но выяснилось что всю жизнь оно было тупиковое. Упиралось в какой-то ангар. Он и сейчас существует. Железная халабудина. Правда по документам здание 1948 года, но явно кто то напутал.
Не мудрено. На Пакгаузном чужие не ходят))
Название этому тупику дали в 1942 году. Во время войны. Значит эта улица, по названию, а не по месту, находится на втором месте после Ленинградского шоссе (1926). Все остальные улицы получили официально свои окончательные на сегодня названия позже.

Раритет. Привет из 90х. Табличка чудом сохранившаяся.




Водонапорная башня из комплекса Лихоборы. Дореволюционная.
На этой улице достаточно осталось зданий того ЖД комплекса.

Такой башня была в 80е года.


Картинка из иллюстрированного журнала. Адрес откуда взял не помню.




После покраски стала такой:




Домик коменданта продовольственного склада. Да, там был основной продсклад Окружной ЖД
писал тут

Казарма для охраны продовольственного склада.
писал тут

Дом Начальника узла Лихоборы
писал тут

Это всё что я увидел сохранившееся.
А многое не сохранилось или перестроено до неузнаваемости.
А ведь это памятник архитектуры.
«Комплекс зданий и сооружений станции Лихоборы, 1903-1908 гг.»
Постройки 1908 года . Архитектор Померанцев.

Но не будем отчаиваться..

Немного лирики из воспоминаний жильцов этого места. После войны там было очень много бараков..

"Mashanya "
"Пакгаузное шоссе было названо по складам-пакгаузам (это такие отдельные боксы-контейнеры), которые тянулись вдоль всего железнодорожного полотна. Грузы хранились в них недолго. Детишкам было раздолье лазить по этим пакгаузам и находить в стружке недовыгруженные товары (что случалось достаточно часто).

На Пакгаузном шоссе находилось всего несколько двухэтажных домов и целый ряд бараков. Были на нём колонки, вода из которых качалась из водозаёмной башни (в детстве мы называли её водокачкой).

Общественный транспорт как не ходил по Пакгаузному шоссе пятьдесят лет назад, так и не ходит сейчас.

В общем и целом, это чистой воды промзона, которая берёт своё название от слова пакгауз."
...
Дальше очень много слов...
"выдержки из Книги Семёна Файбисовича "Невинность", из первой повести "Детство Сёмы". Собственно с этой книжки и началось в 2003-м году моё исследование Лихоборов. Очень уж хорошо там эта местность описана и тамошняя жизнь 50-х годов. Не могло же быть так, чтобы это всё исчезло совсем бесследно. Вот и взялся я лазить в тех краях, выискивать, что же осталось...

"Мне кажется, я смутно помню коридор барака. Там дети ездили на трёхколёсных велосипедах, и всё было в каком-то тумане - по-видимому, из кухни, где постоянно кипятилось чьё-нибудь бельё, валил пар. В бараке жили, в основном, машинисты подвижного состава станции Лихоборы Московской окружной железной дороги. Станция Лихоборы находилась как раз напротив барака, через улицу, которая называлась Пакгаузное шоссе. Машинисты работали в смену, много - по тем временам - зарабатывали и между сменами пили. Когда я уже учился в школе, у нас был один мальчик из бывшего моего барака, сын машиниста Саша Васькин. МОя первая учительница Вера Яковлевна как-то, не помню зачем, оставила нас после уроков. У неё тогда ещё не было семьи, и она довольно часто таким образом проводила время. "Слушай, Васькин, - спросила она, - а твой отец много пьёт?" "Не, - сказал Васькин, - немного". "Ну а как это - немного, - продолжала допытываться классная руководительница, - сколько, как часто?" "Ну, это, раза два в день, не больше", - уточнил Васькин.
...
Дом, в который мы переехали, и в коммуналке которого жили потом более двадцати лет, был выстроен французами в 1904 году для начальника окружной железной дороги, которую они тогда же и строили. Любой москвич знает характерные красно-белые здания этой дороги с рустами, рельефами, арочными окнами и высокими кровлями с фронтонами, - такими, слегка готическими. Наш дом, я думаю, был самым красивым, это определялось его предназначением. Половину дома занимала квартира начальника, половину - его контора.
После революции квартиру перекурочили и устроили там большую коммуналку, в которую мы и въехали в начале пятидесятых. Из конторы, которая имела несколько входов, сделали несколько отдельных квартир.
А дом как стоял, так и остался стоять посреди замечательного двора. Часть его была фрагментом сохранившегося леса и представляла собой искусственную котловину, созданную насыпями дорог, сходящимися к путепроводу. По верху двор был обнесён высоким дощатым забором, а насыпи заросли орешником, берёзами, липами и бузиной. Летом мы подбирались к забору и сквозь его щели обстреливали ноги прохожих бузиной из трубок, на изготовление которых шли стволы растения с укропообразной зеленью и белыми соцветиями. Подбивал нас и нами руководил единственный в нашем дворе хулиган Егоров. Он был также единственным, кроме нас с братом, невзрослым мужчиной двора. Назватьего мальчиком не могу - он был намного старше нас. Егоров жил в составе семьи железнодорожников в отдельном деревянном домике и играл в футбол за команду Окружной дороги.
...
Егоров вместе с семьёй Егоровых довольно рано куда-то переехал. К этому времени я ещё не вышел из младшего школьного возраста.
Возвращаясь к лесной половине нашего двора, не могу не похвастаться тем, что там росли земляника и грибы. Я страстно собирал свинушки, моховики и чернушки, попадались опята и даже подберёзовики. Я знал назубок все места, где росли грибы, но этих мест с годами становилось меньше: на естественный покров земли неумолимо надвигались огороды.
Другая часть двора была застроена зданиями такого же рода, как и наш дом. Они были более сложной формы в плане и образовывали подобие лабиринта. Зимой по настоянию отца мы прокладывали лыжню по наружному контуру этой застройки и обязаны были делать сколько-то кругов каждый день. В пору оттепелей с карнизов высоких кровель на лыжню падали батареи сосулек и создавали труднопроходимые завалы. Летом в этой части двора мы играли в казаки-разбойники. Здесь можно было ого-го как спрятаться, да и искать было интересно.

...

... ловко манипулировать кистями и карандашом я выучился на удивление быстро и в дальнейшем учителей радовал. ... Не слишком устраивал учителей лишь набор объектов, изображения которых я регулярно носил из дома. Они пытали мою мать, зашедшую как-то спросить ро успехи сына, почему у меня всё заборы, насыпи да берёзки, а если не берёзки с заборами, то железная дорога. Мать оправдывала меня как могла тем, что что мы живём на окраине во дворе, где растёт много берёз, двор окружён высоким забором по насыпи, а за забором - железнодорожная станция, но это объяснение, понятное дело, никого не устроило." "©
выдержка из книги отсюда

улицы, Пакгаузное шоссе, история

Previous post Next post
Up