Вот, бывало, смотришь (особенно в США) в музее на какую-нибудь мебель старинную. Или на деревянную древнюю кружку, из которой первые переселенцы ещё пили. Мебель сработана грубо, неумело, топором и зубилом (какие там у переселенцев были инструменты), кружка тоже, а всё равно чувствуешь дыхание Истории. Кто-то скажет «намолено», а я скажу - когда предмет отполирован мозолистыми ладонями, поневоле начинаешь относиться к нему с почтением.
Города подчиняются тем же законам. Надо, чтобы в городе много чего произошло - хорошего, плохого, - всякого, но чем больше историй с ним связано - тем он интересней. Вон в Риме, к примеру, сколько всего случилось - и не упомнишь! - а в результате - толпы туристов на улицах.
В Нью-Йорке тоже бывало всякое, но открытой зияющей раной кровоточит эта дата - 9/11.
Меры безопасности при подходе к Мемориалу - как при посадке в самолёт. Такой же сканер, 6 (шесть!) степеней охраны - сканируют билет, тебя, отмечают билет, снова скан, снова проверка… Билеты дают как бы даром, но после того, как бросишь в прозрачный ящичек купюру 5 или 10 долларов.
Сам мемориал представляет собой два квадратных бассейна на месте двух разрушенных зданий, в которые с краёв вливается вода - по периметру. Внутри каждого квадрата - квадрат поменьше, куда вода тоже льётся, как в бездну - дна не видно. Полная иллюзия того, что это голоса погибших пробиваются к нам сквозь шум воды. Сразу вспоминаются реки, через которые переправлялись в загробный мир во многих культурах. По периметру поимённо записаны имена всех погибших, включая пассажиров обоих рейсов. Всего 2977 человек. Здесь же - имена погибших в первой террористической атаке на WTC 26 февраля 1993 года. Тогда погибло 6 человек.
Проект архитектора Майкла Арада и ландшафтного дизайнера Питера Уокера.
Сайт их здесь. И фото.
…Грустно всё это.
В том числе и такими кровавыми событиями творится история.