"Дорога перемен"

Feb 09, 2009 01:37


"Дорога перемен"
Режиссер: Сэм Мендес

В ролях: Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет.

Актуальный для меня фильм. Можно сказать: про кризис среднего возраста. Про тот возраст, когда человек понимает, что юношеские мечты (о том, что у меня будет яркая, наполненная жизнь) вряд ли реализуются.

1955 год. Герои, семейная пара с двумя детьми, живут с идеей, что они особенные. Когда они встретились десять лет назад, они думали, что всё впереди, героиня Кейт Уинслет мечтала стать актрисой, герой Ди Каприо (Фрэнк) тоже мечтал о возвышенных занятиях, но каких - неясно. Потом она забеременнела и они купили дом в пригороде. А Фрэнк начал работать в фирме, где работал его отец. Она играет в любительском театре и фильм начинается с того, как спектакль проваливается, она плачет, по пути домой они ругаются, причём она заявляет: «Странно назвать мужчиной то, что ты из себя представляешь». И, наверное, она имеет в виду, что он занимается тем, что ему осточертело. Потом она находит фотокарточку, где Фрэнк в военной форме на фоне Эйфелевой башни, и вспоминает, что Париж - это единственное место, куда он хотел бы вернуться. А хотелось ему вернуться, потому что во время войны для него всё было «настоящее», как он объясняет. И её осеняет, что надо всё бросить и уехать в Париж, ведь денег у них достаточно на первые пол-года, она сможет найти место секретарши (?), а Фрэнк будет искать себя и найдёт своё призвание. Фрэнк сначала удивился, но быстро согласился. Они начинают сборы, объявляют об этом друзьям, которые шокированы. К ним в гости в это время соседи приводят своего сына, который лечится в психиатрической клинике. Он начинает разговор с вопроса к Фрэнку: «А зачем ты работаешь там, где тебе не нравится? Чтобы платить за дом? А такой дом тебе нужен, чтобы отдыхать после работы (или что-то подобное)?» Они ему всё рассказывают и оказывается, что этот сын соседей - единственный из всех, кто их понимает.

Потом оказывается, что она беременна. Она вроде бы хочет сделать аборт, но Фрэнку эта мысль непереносима. Он кричит на неё «Что ты за женщина, если ради своей фантазии готова на это!». Как я понимаю, тогда официально это было непросто. А тут ещё ему предлагают повышение, где денег будет принципиально больше, но и работы больше. И будущий шеф говорит ему, в ответ на его отказ, что в жизни каждому даётся шанс считанные разы, и если его не использовать, потом придётся ныть, что ты так ничего и не добился и тобой все помыкают.

Когда наступает 12 недель и аборт делать поздно, она понимает, что всё. Парижа не будет. И жизни больше не будет. После вечеринки она занимается любовью с его лучшим другом. Наутро Фрэнк рассказывает ей, что он несколько раз изменял ей, на что она равнодушно отвечает: «Трахайся, с кем хочешь, мне всё равно».

Потом к ним в гости ещё раз приходит сын соседей. Узнаёт, что Париж отменяется. И начинает обличать. Беременность - это для него не причина, он говорит, что в Европе тоже люди рожают. Он видит, что это не она пошла на попятную и говорит Фрэнку: «А, поджилки затряслись!» Фрэнк его с криками выгоняет, но тот успевает сказать: «Не хотел бы я быть тем ребёнком!» Как я понимаю, она всегда будет винить в своей несложившейся жизни этого ребёнка. Она в истерике убегает в лес, но потом возвращается и наутро играет примерную жену, говорит Фрэнку, что надо ценить то, что есть. Когда он уходит на работу, она пытается сделать себе аборт, но неудачно, сама вызывает скорую и в клинике умирает. Фрэнк с детьми переезжает в Нью-Йорк (наверное, на новую работу) и всё свободное время посвящает детям. Никакого хэппиэнда.

Мораль, как я понимаю, тут такая (и не новая): в обществе потребления человек является «винтиком», он «отчуждён от результатов своего труда» (Маркс), он есть «массовый человек»(Ницше), «одномерный человек» (Маркузе), «шизофреник» (Делёз и Гваттари «Капитализм и шизофрения») который гонится за материальным успехом, за тем, чтобы соответствовать требуемым обществом стандартам и в этой погоне он опустошается и теряет самого себя. Теряет себя подлинного. Ещё в Библии сказано «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» Вообщем, не новая мысль это. Сама констатация положения вещей я считаю правильная. Но вывод какой у авторов фильма: Брось всё и ищи себя! Ирония в том, что этот призыв раздаётся из самого сердца общества потребления, из Голливуда. Устами и талантом миллионеров Ди Каприо и Кейт Уинслет. Которые ничего бросать не собираются. А продюсеры рассчитывают получить с этого фильма, думаю, немалые дивиденты. Получается, подрыв общества потребления может вполне стать золотой жилой для тех, кто этим профессионально занимается. И в такой деятельности можно тоже потерять себя, ведь нужно выдерживать все сроки и т.д.

Конечно, 95% человечества про проблемы Фрэнка и его жены могут сказать: Во люди с жиру бесятся: имеют такой дом, автомобиль, работу и ещё чем-то недовольны. И будут со своей стороны правы.

У меня самого тут позиция двойственная. С одной стороны мне неприятна безответственность, особенно, когда есть дети. Ведь тот, кто «ищет себя» в ущерб карьере, может ничего не найти, но зато лишиться того, что имеет и детей лишить многого и т.д. И эти поиски себя могут быть оправданием собственной лени. Но то, что «не хлебом единым жив человек» - это я точно знаю. Конечно, перемещения в пространстве мало что дают. И не все могут стать художниками, писателями или преподавателями философии. Кому-то нужно продавать мебель, сводить балансы или перепродавать квартиры. Может кто-то и может себя найти в такого рода деятельности, но я их не понимаю. Ну да, понятно, что жизнь так сложилась, а что ещё у тебя ещё за душой - всегда я мысленно спрашиваю.  Общаюсь с теми, у кого что-то есть.

P.S. Обнаружил, что в сообществе http://community.livejournal.com/ru_downshift/ 600 человек. Вступил, но не уверен, что этот пост туда подойдёт.

Кино

Previous post Next post
Up