Эзотерика

Dec 24, 2024 21:03


На появление эзотерики в конце 19-го, начале 20-го века как массового явления (прежде всего, в виде теософии и антропоософии) повлияло несколько факторов: массовая грамотность, кризис традиционного христианства, свобода совести. Эти три фактора вдохнули новую жизнь в древние гностицизм и неоплатонизм, которые в своих первоначальных формах умерли в 5-6 веках, но в видоизменённых формах прорывались все средние века, а с эпохи Возрождения стали значительной идейной силой в Европе. Главные особенности гностицизма и неоплатонизма - это представление об острой противоположности света и тьмы в мире (что было присуще и раннему христианству). И представление о делении людей на духовных, душевных и телесных; и только первые могут быть причастны свету (что отличало гностиков от христиан). Только особые люди могут иметь подлинное знание о духовном мире - это общая идея всей этой гностическо-неоплатонической традиции от Плотина и Василида до Елены Рерих и "Нового Акрополя". Собственно, ещё Платон говорил об иерархии душ - одни из них долгое время провели в занебесном мире и им есть что вспомнить, другие там были совсем недолго и им вспомнить нечего. В эпоху Возрождения формировались элитарные закрытые организации - Академии, массонские организации, общества розенкрейцеров. Это все были ветки одного дерева. Качество души потенциального кандидата на вступление определялось его личными достижениями в науке, в административной, военной, предпринимательской деятельности. Академии развивались путем изучения материального мира, сформировали эксперементальный метод и постепенно трансформировались в современные научные академии. Но другие закрытые общества продолжали вариться в кругу древних умозрительных концепций: о небесных сферах и небесных духах, о соответствии небесных сфер сферам души, практиковали разные магические практики, чтобы привлечь добрых духов и отвлечь злых, занимались астрологией и т.д. Примерно с середины 19 века вся эти оккультные «знания» начали становиться доступными массовому читателю. И туда повалила публика, которая переросла целование икон и мощей, но не доросла до уравнений Шредингера. В рамках традиционных христианских церквей за два тысячелетия тоже было нафантазировано много мистической и богословской ерунды, но там хотя бы есть древняя организация и она ограничивает любой радикализм в теории и практике. А в сфере эзотерики и оккультизма никакой организации нет, любой человек может заявить, что общается с мировым эгрегором, великими махатмами, космическим разумом, вещать от их имени что угодно, набирать учеников, а остановить его в случае чего будет некому.



Несколько веков назад вход в тайное общество определялся в первую очередь способностями. К молодому человеку подходили со словами: нам понравилось, как вы отвечали о проблеме души у Платоне в университетской аудитории - не хотите ли изучать Платона и устройство души более глубоко? В современную эзотерику человек приходит иначе. Он открывает некую книгу и читает там: Ты открыл эту книгу не случайно, это Светлые Силы избрали тебя для особой Миссии, обязательно дочитай до конца. а потом приходи к нам и мы научим работать тебя с Тонкими Энергиями и расскажем, в чем твоя Миссия!

Эзотерика с одной стороны привлекает особого рода людей, а с другой формирует особого рода мировоззрение. Основные черты такого мировоззрения: все люди делятся на причастных знанию и непричастных, знающих "законы космоса" и незнающих. Сами идут к Свету и весь мир ведут к Свету именно эти Знающие. (Слова "Свет, Путь, Космос, Знание" и т.д. эзотерики традиционно пишут с заглавной буквы, это характерная черта их текстов). Способны вести мир к Свету скорее самые лучшие и высшие из Знающих: Махатмы, Великие Посвященные. Соответственно, эзотерики не склонны воспринимать серьезно демократическую форму государства с выборными руководителями, разделением властей, парламенсткой борьбой, гражданским обществом и т.д. И очень склонны к конспиративным построениям: если есть Великие Махатмы, ведущие человечество к Свету, то наверняка есть и какой-нибудь Бельведерский Клуб посланцев Тьмы. Эзотерики склонны к расистским и шовинистическим стереотипам. Ведь если есть какие-то люди, более склонные к восприятию Света, восприятию Учения, то наверняка есть и целые народы с особой миссией. Вряд ли стоит удивляться, что Елена Рерих и Даниил Андреев считали именно Россию светочем человечества с особой миссией, предназначенной ей Иерархией света. Эзотерики при столкновении либеральной демократии с авторитаризмом, тем более авторитаризмом с традиционалисткой риторикой, всегда будут склонны поддерживать авторитаризм.

В России и других постсоветских (немусульманских) странах рассвет эзотерики пришелся на 90-е годы. Тогда она по влиятельности соперничала с православной церковью. А всего тогда было три главных силы на рынке мировоззрений: эзотерика, православие и протестантские харизматы. К сегодняшнему дню в России протестантские харизматы сошли на нет. Эзотерика в виде организаций (Новый Акрополь, центр Рерихов, Лазаревцы и т.д.) тоже сошла на нет, никаких их крупных мероприятий, конференций, встреч в ДК и т.д. нет уже давно. Довольно крупные отделы «Эзотерика» при этом есть во всех книжных магазинах.

Отдельные элементы эзотерики прочно вошли в общественное сознание, к примеру идея «кармы», «сансары», «позитивной и негативной энергии», «мест силы», «космической энергии» и т.д. Сейчас основные участники на рынке мировоззрений - это православие и научное мировоззрение. Третья поднимающаяся сила - это неоязычество. Самое влиятельное эзотерическое движение из ныне существующих - Анастасийцы (и связанное с ним движение по переселению из города на землю и обустройства там родовых поместий) находится на стыке старой эзотерики и неоязычества.

И, к слову, на Западе, вместо «эзотерики» используется термин «Нью-Эйдж».

Эзотерика

Previous post Next post
Up