Алиса Крыжановская - 28 лет, замужем, с недавнего времени живет в Сербии. Свою историю она рассказывает во многих роликах на своем канале в ютубе. В 11 летнем возрасте (в 2007?) верующая мама Алисы приехала с ней в монастырь Сергия Романова (Среднеуральский женский монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»). Сергий Романов спросил у Алисы, хочет ли она здесь остаться, Алиса ответила «Хочу!». А матери Сергий Романов сказал, что если заберет Алису обратно в мир, то та попадет под автомобиль и погибнет (мать рассказала ему о том, что на её глазах под машиной погибла её тетя и этот страх её все время преследовал). Отца Алиса не знала, главной в доме была бабушка, которая «уверовала» когда Алисе было 7 лет. Алиса прожила в монастыре со своих одиннадцати до двадцати одного года, прошла через физические наказания (причем, нередко, коллективные), голод, через постоянное запугивание, потом еще три года она жила в городе в общежитии, но была на духовном крючке у Сергия Романова и всей этой православно-монастырской парадигмы. У неё была то ли попытка, то ли мысли о суициде, психиатрическая клиника, и она всё-таки сумела из этого ада вырваться. До сих пор принимает антидепрессанты и что-то против анемии.
У меня в друзьях на фейсбуке минимум четверо бывших послушниц или монахинь. Самая известная - Мария Кикоть (сейчас - Буглак), которая написала прогремевшую книгу «Исповедь бывшей послушницы». Так вот, Алиса Крыжановская - единственная из них, кто свои воспоминания о монастырской жизни попыталась монетизировать: у неё довольно популярный блог на Ютубе с рекламными вставками. Она там рассказывает про свою жизнь в монастыре, рецензирует православные книги, есть у неё ролик с критикой Ткачева и т.д. Превью сделаны профессионально с «кликабельными» названиями. Самые популярные ролики «Женская педофилия» (1 млн просмотров, куда там Рубскому, Григоряну, Кротову или Чернову!), «Жила в секте 10 лет» (769 тыс), «С*** и отношения в монастыре» (758 тыс) и т.д. У Алисы грамотная речь, профессиональный свет, хороший микрофон ну и... интересный контент. В общем, все по-взрослому! Думаю, что и политическая позиция у неё правильная! Если почитать комментарии, то самые популярные комментаторы её поддерживают. Но если открыть не «Популярные», а «Сначала новые», то половина комментаторов её хейтят и проклинают.
Хочу сделать акцент на том, что Алиса рассказывает про жизнь в скитах. У неё есть отдельный ролик «Девственницы в скитах Сергия Романова. Что с ними стало?». Самые духовно продвинутые монахини жили (и живут?) не в самом монастыре, а в скитах, чтобы добраться до которых, надо сначала сколько-то ехать на моторной лодке, потом час или два идти пешком по тайге. На автомобиле туда никак не доберешься. Скиты представляют собой полуземлянки, которые обогреваются печью на дровах. Электричества нет, колодцев тоже, насколько я могу судить, нет. Воду берут то из снега, то из ручьев. Зимой в Екатеринбургской области температура часто минус тридцать. Ничего похожего на баню там тоже нет. Чем занимаются «сестры» в этих скитах? Заготавливают дрова; огород, наверное, какой-то есть; но главное их дело - молиться за Россию! На сон после молитв остается по 3-4-5 часов. Подавляющее большинство монахинь в этих скитах - относительно молодые девушки до 30 лет. Романов специально девственниц отбирал для этих скитов. Для Сергия Романова важно было, чтобы именно девственницы молились за Россию. Один из скитов называется «Сталинград. Дом Павлова». Одна из любимых застольных песен Сергия Романова была «Волховская застольная»: «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина, выпьем и снова нальем», которую он на камеру не раз исполнял вместе с монахинями. В 2020 году я комментировал нашумевший ролик, на котором Романов подходил к своим монахиням и спрашивал: «Умрешь за Россию?», «Если я попрошу, ты умрешь за Россию?» и они отвечали «Да! Как благословите! Если благословите!» .
В общем и целом - какой-то фильм ужасов, манипуляции сознанием, архаики, деспотизма и т.д. И главное, что это не была какая-то неофициальная или альтернативная структура, это был обычный монастырь РПЦ, со всеми благословлениями и согласованиями. И только когда Сергий Романов не поладил с церковным руководством, у него что-то переклинило в мозгу, и он начал требовать, чтобы Патриарх Кирилл и Путин передали ему власть, то тогда его извергли из сана, отлучили от церкви и посадили. А до того, всё всех устраивало. А ведь в монастыре было все пожёстче, чем у Свидетелей Иеговы, о которых Артем Григорян недавно рассказывал Юлии Меньшовой. У Свидетелей Иеговы, по крайней мере, кабельным проводом детей не бьют и жить в тайгу в землянки никого не отправляют. Но Юлия Меньшова не станет снимать фильм про манипуляторов сознанием из православных монастырей. Про то, как эта система обрывает все социальные связи, в том числе родственные; как учит, что во всем внешнем мире бесы, а нас тут благодать; как люди отписывают монастырям квартиры, остаются без образования и детей и т.д. и т.д. Это Свидетелей Иеговы безопасно и социально одобряемо разоблачать!
На канале Алисы Крыжановской я посмотрел два ролика. Сперва беседу со священником Кириллом Ивановым (раньше не слышал про такого) 24 февраля 2024 года, а потом её беседу со священником Павлом Островским (этого знал) примерно месяц назад. И еще один ролик посмотрел на канале Павла Островского, где Алиса рассказывает ему про свою жизнь в монастыре. Беседы её со священниками отнюдь не полемические, а в том формате, к которому священники привыкли: скромная прихожанка задает вопросы о Боге и вере и внимает ответам. Правда, Алиса в беседе с Островским уже иногда выходит из образа скромной прихожанки. Например, спрашивает его: «Я - эффектная, сочная, сексуальная красотка, что мне делать в церкви, ведь там таких не любят?» Но это скорее исключение..
Какой же главный её вопрос, главная её проблема? Главная её проблема: «Помогите разобраться, я верующая или нет?» После ухода из монастыря Алиса сняла крест, не причащается, в церковь заходила, чтобы поставить свечу за умершего человека. И вот Алиса вынырнула из этого кромешного ада, но почему-то допускает возможность вернуться обратно, авось и не такое уж и жаркое место там получится найти! Первый из её собеседников, Кирилл Иванов, насколько я понял, разочаровал и саму Алису. Он все говорил, что виновата мама, виновата секта, виноват Романов… А РПЦ вся в белом!
Кирилл Иванов, когда объясняет, что значит «верующий», что значит «христианин», цитирует: "Кто не родится от воды и духа, тот не может войти в царство Божие" "Кто не будет вкушать моего тела и пить моей крови, тот не может иметь жизни вечной". А потом про признаки секты говорит: "Когда человек или общество начинает себя противопоставлять всем остальным, отсекает себя, становится отделённым, это превращается в секту, то есть, секта - значит "отделённый", вот Романов отделил себя и свой монастырь от всей православной церкви". Так Исус Христос тогда был первым сектантом. Он ведь отделил свою общину от господствовавшей тогда иудейской церкви (правильно сказать, иудейской религиозной общины). И христиане потом (и сейчас) через крещение и причастие противопоставляли и противопоставляют себя всем остальным. «А это, конечно, другое?» Все сводится к тому, что нам можно отделять овец от козлищ и назначать всех неугодных нам козлищами. А если кто-то другой ровно таким же образом поступает, и нас назначает козлищами, то он сектант! И Кирилл Иванов постоянно приговаривает: "Ты искренне помолись Богу и он направит в нужную церковь... Я вот искренне просил и Бог меня направил" Да уж, критерий! Бог направил в православие 150 млн людей, а в католичество 1 миллиард, в ислам 1 миллиард, в индуизм 1 миллиард! Все они неискренне молились, видать, Богу, только здесь, в России, умеют искренне молиться!
Когда Алиса показала Кириллу Иванову ролик с вопросами Романова «Умрешь за Россию?» то он уцепился за его слова «Если я благословлю…», мол это признак сектанта, и далее: «Ни Романов, ни царь-батюшка, ни патриарх, ни я… у нас нет таких прав заставить человека или благословить его на мученический подвиг». И Алиса, к сожалению, в этот момент поплыла. Но, во-первых, все это Романов не случайно сказал. Это была часть его проповеди, посвященной духовной дочери Серафима Саровского Елене Дивеевской. Чем она известна, за что прославлена как святая? Цитирую Википедию: «От Серафима Саровского приняла послушание умереть за тяжело больного брата - Михаила Васильевича Мантурова, который был ещё нужен для устроения Дивеевской обители.» Через несколько дней после принятия на себя этого послушания, Елена Дивеевская умерла, а её брат выздоровел! Это же в каком магическом мире находится православное сознание! Чтобы кто-то выздоровел, обязательно надо кому-то умереть! А то, видать, в небесной бухгалтерии, дебет с кредитом не сойдутся! Сергий Романов не сам это придумал, что можно кого-то благословить умереть! Он скосплеил это у Серафима Саровского! Конечно, надо было Алисе Кирилла Иванова в житие Елены Дивеевской носом потыкать, но она могла и не знать о ней. Но тут напрашивались и более общие вопросы: точно ли никто не может христианину приказать пойти на смерть? И царь-батюшка не может? Может ли тогда солдат-христианин не выполнять приказы командира на поле боя? Или игумену монастыря можно сказать: «Кто ты такой?», а гражданскому начальнику - это другое?
Если священника Кирилла Иванова Алиса пригласила сама по каким-то непонятным мне критериям, то Павел Островский нашел её сам и вызвал на беседу. С очевидной целью - «охмурить», то есть вернуть в церковь. В первой беседе, когда она рассказывала про свою жизнь в монастыре, он только слушал, и говорил, что сочувствует. Когда Алиса рассказала про манипуляцию Сергия Романова «не оставишь здесь дочь, она попадет под машину», Островский сам назвал это манипуляцией, спросил, как на это отреагировал приходской священник в городе, у духовной дочери которого некий старец с помощью такой манипуляции фактически забрал её ребенка. Ну а как тот мог отреагировать, ведь это не в протестантскую общину Алису отправили, все было внутри РПЦ?
Во втором ролике был разговор по сути дела. Алиса напрямую спрашивала: «Зачем мне возвращаться, что такого мне православная церковь может дать?» И Островский не мог же сказать: приходи к нам и ты сможешь быть причастна телу Христову, сможешь излечить свою грешную душу и обрести Царствие небесное! Такой дискурс ведь не сработает! Это слова пустышки, они для Алисы ничего не значат и этим задеть её никак нельзя. Но вот когда Алиса показала ему своё слабое место, у Островского загорелись глаза. Алиса сказала, что она всю жизнь чувствует, что ей не достает любви, что её мало любят. И от мамы недоставало, и от мужа сейчас, и от подруг… Островский уотследил эту слабость и сразу ринулся в бой. Он стал говорить, что мы с женой 21 год в браке и так невероятно любим друг-друга, что кажется больше невозможно, еще чуть-чуть и лопнем, как птичка у Шрека. Но проходит пять лет и понимаешь, что тогда любовь была слабенькая, ни о чем, вот сейчас что-то невероятное. А потом еще пять лет, и то же самое. И ещё пять. А тебе, Алиса, вроде как это будет недоступно, если в церковь не вернешься! Это прямо не говорится, но подразумевается. Та же манипуляция, что и Сергия Романова про "попадешь под автомобиль, если в монастыре не останешься". Алиса, правда сбила патетику Островского вопросом «А почему тогда твоя жена так плохо выглядит?» но Островский это сразу замял. Да и бестактно, конечно, так говорить.
В беседе с Алисой Островский старался обойти острые углы, а Алиса не переспрашивала, не вытягивала ответов (как Дудь). Например, она прямо спрашивает: «Так что, одни православные спасутся, а католики, протестанты, мусульмане - все в ад?» а он вообще на этот вопрос никак не отвечает, опускает его. Когда Алиса указывает, что вот женщины не могут же быть священниками, значит, патриархат продолжается в православной церкви? И видно, что Островский, при всей своей напускной либеральности (женщинам в его приходе можно ходить в церковь и без платка, и с косметикой, и во время месячных) этой крепости сдавать не собирается. Но прямо он не говорит, что против женского священства, а начинает какие-то странные разговоры, что женщина от забот с маленькими детьми не так сильно устает, а вот он сам очень сильно устает от таких забот. И это, вроде, свидетельствует, что у мужчины и женщины разные призвания. Ну так что что, по этой логике получается, если женщине позволить служить в церкви, то она от такой работы будет сильно уставать? Поэтому и позволять не надо!? Но не задала Алиса таких вопросов! Конечно, надо отдать должное, у Островского есть некий либеральный лоск, он даже фамилию «Навальный» способен произнести, но он плоть от плоти всей этой бесчеловечной системы РПЦ, один из её столпов. Его в РПЦ все устраивает... Ну, за исключением отдельных личностей, типа Сергия Романова.
Все эти разговоры Алисы со священниками дают мне повод и по более общим вопросам пару слов сказать. Алиса ставит перед собой вопросы: "Бог есть или Бога нет? Я верю в Бога или не верю в Бога?" Нынешний язык самоанализа, язык построения собственного мировоззрения требует ответить самому себе на эти вопросы. И вроде как нет варианта просто не отвечать, опустить эти вопросы. Если по своей воле не ответишь, так придут в комментарии и потребуют ответить! Но, странное дело, ни древнегреческие философы; ни индийские, ни китайские, ни японские мудрецы так вопроса не ставили. Да и в обоих заветах Библии никто таких вопросов ни перед кем не ставил! В Европе вплоть до 17-18 века таких вопросов ни у кого не возникало. Подавляющее большинство человечества жило не отвечая на эти вопросы и Алиса можете жить! Да, религия - это общечеловеческий феномен, но он очень по-разному проявлялся в разных частях Земли. "Бог" - это архаичный способ говорить о единстве и упорядоченности мира, о моральном ориентире, способ преодолевать страх смерти, способ преодолевать одиночество в непредсказуемом и нестабильном мире и т.д. А ведь можно говорить об этом по-разному. Например, «карма», «ананке», «мойры», «воля Божья», «случайность» - это способы говорить о внезапном несчастье. Именно в монотеизме возникла концепция, что обо всем этом можно как правильно и так неправильно говорить, есть правильно и неправильно верующие, ортодоксы и еретики, а потом - что есть верующие и атеисты. И монотеизм требовал и требует сегодня определиться по этим вопросам. (А вот мы, светские гуманисты, и не требуем то особо). Мы живем на обломках христианской цивилизации, и о многом говорить без христианских терминов (не только "Бог", но и душа, грех, святость и т.д.) многие еще не научились. Но вот никому не придет сегодня в голову мучиться вопросами: «Существует ли душа?», «Есть ли у меня душа?». Все примерно понимают, что душа - это архаический способ говорить с одной стороны о психике, сознании и человеческом «Я», а с другой - о феномене жизни, о причинах развития и изменения живых организмов. Нет у нас дискуссий «Существует ли душа?», а вот без дискуссий (как внутренних, так и внешних) «Существует ли Бог?» европейцы пока жить не научились.
Click to view
Click to view