Священник Николай Бабкин как борец с суевериями и магическим мышлением.

Oct 13, 2024 20:32


Набрел в телеграмме на московского священника Николая Бабкина. Он претендует на окормление православной молодежи и постоянно водит православную молодежь на могилу к «Матронушке». И много пишет о суевериях и магическом мышлении. Для него это синонимы. Меня же «магическое мышление» устраивает гораздо больше. Ведь слово «суеверие» пришло из религиозного дискурса, и предполагается, что есть суетная вера, но есть и истинная вера.

Итак, два подряд поста Николая Бабкина за 10 октября посвящены борьбе с суевериями и магическим мышлением.

«Покров укроет тебя энергиями процветания, здоровья и благополучия. Прикоснись к нему. Потрогай, вдохни осенний аромат и соприкоснись с бесконечным вечным. Напеки булочек и раздай их ближним. Накорми домового молоком. Не забудь носить платок в сей день с утра до позднего вечера.

Все эти советы обнаружил в интернете. Подобное встречается в серьезных медиа ради кликбейтных заголовков. Народные традиции и шизотерика хорошо продаются тревожникам, особенно в унылую осеннюю пору.

Веришь в силу своих мыслей и желаний, считая их материальными? Опасаешься сглаза и порчи? Уповаешь на справедливость Вселенной, воздающей хорошим людям и карающей негодяев?

( Свернуть )



Суетная вера - это вера пустая, неподлинная, напрасная. Христиане не верят в магию мыслей и желаний, отвергают имитативную магию (магия подобий) и всякие там талисманы. Мы не храним молочные зубы на удачу и не требуем у барбера отдать нам наши волосы после стрижки. В справедливую Вселенную и ложную дихотомию тоже не верим... »

«...Магическое мышление - это один из механизмов психзащиты и еще симптом расстройств. Суеверия мешают критично мыслить и уводят от истинной веры по ложному пути. Ты идешь не за Христом, а волочишься за своими страхами и тревогами.

Например, тревожный по натуре человек, уповающий на гороскопы и знаки судьбы, становится еще тревожнее. Слепая вера в ритуалы может привести к развитию психрасстройств (синдрома навязчивых состояний или тревожного расстройства, например). Навязчивые состояния подчиняют его жизнь ритуалам...

...На Покров стоит позаботиться о себе и здоровье ближнего, исполняя заповедь о любви. Вместо бессмысленных ритуалов из интернета причаститься Святых Таин и помолиться о заступничестве Божией Матери в духовной брани.»

Вслед за этими двумя постами Николай Бабкин делает перепост своей жены Алина Бабкиной:

«Чудо и милость Божия: в праздник Покрова Пресвятой Богородицы я смогу молиться на том самом месте, где он явился!

Вышло так, что дата завершения научной конференции в Стамбуле аккурат выпадает на канун праздника. «Это ли не знак?», подумала я, и решила во что бы то ни стало посвятить праздник Покрова святым местам.

Если кому-то важно передать записки, напишите боту @Molitvahristianki_bot

Божия Матушка готова явить Свой Покров и помощь каждому доброму сердцу, я уверена. »

Конференция заканчивается накануне Покрова, это же чудо! Это же милость Божия! Это же знак! Передавайте записочки, ведь я на святом месте! ... Вот это оно самое! совершенно чистое и незамутненное магическое мышление! Напомню. что её муж писал постом выше: «тревожный по натуре человек, уповающий на ... знаки судьбы, становится еще тревожнее. Слепая вера в ритуалы может привести к развитию психрасстройств». Разумеется, ни сам Николай Бабкин, ни его жена Алина к себе эти предостережения не относят.

В посещении исторических мест нет ничего болезненного. Думаю, что если бы я оказался в афинском акрополе, и увидел бы камни, по которым ходили Сократ, Платон и Аристотель, то я тоже бы испытал восторг и пиитет. Но я бы не думал, что если бы там раскрыл их сочинения, то лучше бы их понял. И тем более не стал бы бросать клич любителям философии: присылайте записочки к ним, пока я на таком историческом  месте.

Магическая картина мира состоит в том, что 1)есть наш (посюсторонний) мир и есть потусторонний мир; 2)потустронний мир воздействует на наш мир; 3)мы в нашем мире с помощью определенных ритуалов можем воздействовать на потусторонний мир чтобы таким образом повлиять на происходящее в нашем мире. Например, налить домовому молока, чтобы был порядок в доме. Поводить свечами над головой у девушки, чтобы снять венец безбрачия. Передать записки о здравии в особенно «благодатное» место: в Стамбул или на могилу Матронушки. Ой, или это другое? Да почему же другое? То же самое!

Магическое мышление накрепко переплетено с религиозным мышлением. Изыми магическое мышление из христианства, и в нем практически ничего не останется. Останется что-то типа толстовства и заповедь о любви к людям.

Ритуалами пронизана жизнь светских людей. Есть разные символы любви, радости, единения людей. Но к ним у светских людей правильное отношение, все понимают, что символы и ритуалы не работают сами по себе. Например, люди в своей квартире на протяжении многих лет украшают ёлку на Новый год, это символ радости и счастья для них. Но если они надолго куда-то уезжают, то им не придет в голову поручить каким-то друзьям или каким-то службам перед Новым годом принести в их квартиру и украсить ёлку, а после Нового года снова прийти, снять украшения и елку выбросить. Типа, ритуал должен быть соблюден! Типа, ёлка работает на нашу радость и счастье незавимо от того, присутствуем ли мы сами там или нет. Никто в здравом уме так не делает и не думает! А религиозные ритуалы, предполагается, именно так и работают, независимо от людей.

Вот Николай Бабкин предлагает: «Вместо бессмысленных ритуалов из интернета причаститься Святых Таин». Мол, причаститься Святых Тайн - это не бессмысленный, а осмысленный ритуал... Христиане полагают, что независимо от того, насколько добродетелен священник и насколько добродетельны прихожане, если литургия проведена согласно канонам, на хлеб и вино сходит Святой дух и они превращаются в плоть и кровь Иисуса Христа. Человек приходит в храм и причащается: получает там свою порцию Иисуса Христа... Ну и кто бы говорил о магическом мышлении!

Литургия и причастие имеют в своей основе общечеловеческий ритуал дружеской беседы и дружеского ужина. Когда все свои, всем вместе хорошо, люди вместе могут спеть, все отламывают от одного каравая, пробуют еду друг у друга из тарелок, а если вдруг не хватило чашек, то и выпить из одной не брезгуют. Где никто никем не командует, никто никого не держит, кто хочет - стоит, кто хочет - сидит. И тогда люди и по форме и по содержанию, без всякого напряжения, без всякой религии «соединены в духе и истине». За две тысячи лет бытования литургия полностью утратила связь с первоначальными корнями. Ни о каком дружеском ужине с единомышленниками и речи не идет как минимум с третьего века. Но всё же, когда большинство людей были бедными и неграмотными, то для них литургия и храм в целом были и театром, и музеем, и картинной галереей, и консерваторией, и газетой, и митингом. При том, что смысл театральной постановки им и не был ясен. Но люди могли восхищаться пением, одеждами, иконами, проповедью. Сегодня же для подавляющего большинства людей открыто много светских окон в мир. И посещение храма, участие в литургии превратились в чисто магический ритуал. Подавляющее число обычных прихожан не знают никакого литургического богословия, не понимают, что на каком этапе литургии происходит, но они просто верят, что существует нечто «священное», это «священное» очень важно для человека и оно есть только у священников в храме. И они идут по утрам в храм, выстаивают там часами, слушая однообразное пение на незнакомом языке, речетатив священника, в конце получают порцию хлеба в вине. И уверены, что приобщаются к «священному», что их ритуал более осмысленен, чем кормление домового молоком. Как-никак, такие уважаемые люди, как священники и епископы,  считают же все происходящее на литургии осмысленным. Мол, пусть я не понимаю, что здесь к чему, но они же понимают! А церковь учит, что таинство является действенным независимо от моего понимания! ... И кто бы критиковал магическое мышление!

Previous post Next post
Up