Какой главный посыл Михаила Булгакова читателю «Мастера и Маргариты»? Учит ли этот роман разумному, доброму, вечному? ...Там есть банальные фоновые идеи, что творчество и любовь - это самое прекрасное и важное в жизни. Что Творец должен творить искренне, не оглядываясь на мнение толпы, критиков, власти, несмотря ни на какую диктатуру. Но это именно фоновые идеи. В романе нет идеи, что творец должен противостоять злу и диктатуре. Главный посыл романа следующий: в определенных обстоятельствах сотрудничество со злом оправдано.
Булгаков не был ни в коей степени советским человеком, советские писатели его за своего не принимали, чувствовали его инородность. Не случайно в романе нет ни одного положительного примера среди писателей, нет и положительного примера советского человека, строителя светлого будущего. Литературная судьба Булгакова, а в какой-то момент и просто жизнь висела на волоске. Спасти (или погубить) Булгакова легко мог один человек - Сталин. И Сталин не стал губить Булгакова, а наоборот, в определенный момент ему помог. Но гарантий, что Сталин к нему будет благосклонен всегда - не было. В душе Булгакова во время написания романа существовала дилемма: с одной стороны Сталин - это высшее зло, а с другой стороны средоточие надежды на помощь и справедливость.
В романе у Булгакова два альтер-эго: само собой, Мастер, но и есть второе - Иешуа. Также и у Сталина две ипостаси - Пилат и Воланд. В современном Булгакову советском мире Мастера травит толпа писателей и критиков, а в библейском мире бродячего философа Иешуа травит и осуждает к смерти толпа соплеменников, которую подзуживают «коллеги» Иешуа - священники. Спасти Иешуа от толпы может только высшая власть в лице Пилата. Иешуа говорит Пилату, что корень всех человеческих пороков - трусость (чего нет у евангельского Иисуса). Но Пилат проявляет эту самую трусость и отдает Иешуа на казнь. А потом всю оставшуюся жизнь его мучает совесть. С помощью этой евангельской линии Булгаков как бы обращается к Сталину: не дай толпе затравить хорошего человека (меня)! Не прояви трусости! Иначе тебя всю жизнь будет мучить совесть!
Воланд - это тот, кто только и может помочь Мастеру в Москве 30-х годов, кто только и может поставить на место его гонителей, обеспечить ему безопасность. И Воланд показан совсем не как классический дьявол с иконы или из фильма «Омен». Воланд сам не есть источник зла, он выявляет и обнажает то зло, которое есть в людях, и этим самым их наказывает (как в сцене с исчезающими платьями). Идея Булгакова (не очень справедливая): виноват во всем окружающем кошмаре не столько Сталин, сколько сами люди. И отношение со Сталиным-Воландом нужно строить по принципу: ничего не просить у него, сам все предложит и даст. То есть это такой внутренний диалог Булгакова со Сталиным: я хоть ничего у тебя и не прошу, но жду, что ты мне все сам дашь!
Нельзя сказать, что Булгаков открыто говорит: продайте душу дьяволу и будет вам счастье! Этот процесс обставлен так, что Маргарита не совсем продает душу, она соглашается стать королевой бала, но от неё не требуется совершить явное зло. Согласись выполнить услугу, и получишь определенную власть, например, сможешь безнаказанно отомстить врагам! А потом, когда-нибудь, и домик у моря получишь… Хотя с домиком тут не совсем все ясно, Мастер и Маргарита получают его только в каком-то загробном, потустороннем мире. Счастья в этом мире герои не получают никакого… Может это и была главная мечта Булгакова: жить в покое и безопасности в домике у моря и писать книги. Важно, что все эти сцены с Воландом, ведьмами, балом показаны так, что это все не совсем и зло, ведьмы никому не вредят, вампиры ни у кого кровь не пьют, на балу довольно интересно и т.д. То есть с этими существами вполне можно иметь дело. Никаких альтернативных светлых сил ведь нет. Это все душевные мучения Булгакова: может ничего особенно страшного и нет в Сталине и большевизме? Может и оправданно идти на какие-то компромиссы? Психологически правильнее из нынешнего нашего понимания 30-х годов, чтобы Маргариту на балу повязали кровью, заставили бы кого-то убить, самой дать Фриде платок и т.д.