Из последней лекции Вячеслава Николаевича Рубского

Oct 29, 2022 04:53

(расшифровка не полная, но основные идеи, думаю, схватил)

Коммуникация - это самое святое, что может быть здесь на Земле... Все, для чего люди живут - это для того, чтобы что-то произнести. Весь мир - это нами воспринимаемое и воспроизводимое. Поэтому нам очень хочется сказать. Мы рождены, чтобы что-то сказать.
И вот я хочу что-то сказать и вы хотите что-то сказать. И очень часто люди используют другого человека для того, чтобы это что-то сказать. Он что-то говорит, а мы говорим: Как хорошо он говорит! Он говорит то, что я хочу сказать! Но иногда мы хотим что-то сказать в качестве сопричастности говорящему. Например человек говорит: "Вы знаете, Чебурашка был кучерявый!" А вы возражаете: "Нет, судя по мультфильму он был гладкошерстным!" Вам собеседник говорит: "Если бы он не был кучерявым, он бы не водился с Геной!" Такой диалог неконструктивен... один человек не то чтобы паразитирует, а аккомпанирует высказыванию другого, иначе он не может высказаться. Как писал Василий Васильевич Розанов в "Опавших листьях": "Я не могу ничего писать, я могу только реагировать". Есть люди, которые ничего не могут сказать, но очень хотят. Поэтому им нужен говорящий ,чтобы они на этом говорении тоже что-то сказали...
Коммуникация между людьми - это то, ради чего Бог стал человеком, это то, ради чего он пошел на крест... не ради удовлетворения отца, а ради того, чтобы побыть с людьми, посидеть с ними, в том числе с Иудой, который его предаст...
Есть вещи сложные и их невозможно сказать за один раз. Мы не можем бесконечно упрощать что-либо... Не верьте тем, кто говорит, что истина проста... То, что я хочу сказать, никогда не уместится в простую строку "Любите друг друга".
Говорение чего-то друг-другу и есть способ жизни в Боге, и не важно чего... Есть общение для выживания - ради безопасности, питания, а есть общение без конечной цели. Так вот оно - настоящее. Оно - подлинное. Оно не для того, чтобы. Оно и есть бытие. Даже если человек тихо читает в углу книгу, то он беседует с книгой.
Говорение - это и есть жизнь. Поэтому для полноценной жизни нужно, чтобы тебя кто-то слышал. В смысле - воспринимал. Чтобы ты перед кем-то жил. Каким бы ты прекрасным не был, должен быть некоторый фон...
Если бы кто-то говорящий вдруг увидел, что все слушающие его - боты, роботы, то это было бы для него страшное психологическое потрясение. Многие психологи рассказывают, когда потрясенные люди приходят и говорят: "Все зря! Не ради кого жить! Не ради чего!" Потерялся фон и поэтому нет фигуры.
Теперь о православии. Чтобы были черные буквы - необходим белый фон. Чтобы их кто-то читал - необходим запрос. Вот эта экзистенциальная тревога обеспечивает нам энергию деятельности и энергию жизни. И эта же тревога организует нам домик, который называется мировоззрение. Мировоззрение - это некое упрощение жизни для того, чтобы было легче в ней ориентироваться. Когда динамика жизни требует от мировоззрения какой-то перестройки, нами это воспринимается как разрушение мировоззрения.
Православие предлагает себя как средство регуляции тревожности. И поэтому разрушение православия вызывает беспокойство. А православие нужно принимать из довольства. Не принимайте православие как решение проблем. Потому, что оно не решит проблем. А когда оно будет рушится, у вас будут настоящие проблемы. Чтобы принять православие правильно, нужно его снять и надеть. Если вы надели майку вместо штанов, а штаны вместо рубашки - вам нужно будет их снять и снова надеть.
Надо принять православие не как средство регуляции тревожности, не как средство спасения, не как средство для обретения смысла жизни. А приять из полного довольства жизнью. Если вы мне скажете: "Зачем же оно тогда нужно?" я отвечу: "Тогда вам оно не нужно!". Как говорил Ницще: "Ты хочешь комфорта или христианства?" Определись! Ты хочешь, чтобы у тебя были деньги, здоровье, ты бы жил долго, желательно вечно? Тогда при чем здесь Христос, крест, Голгофа, апостолы? ...
Надо принимать себя и православным, и неправославным. Это - не противоречие, это - бытие. Я уже много раз издевался над тем, что православные верят в промысел божий, что "волос с головы не упадет". А сами двери на замок закрывают. Ведут себя так, как атеисты. Заборы ставят, сигнализацию, собак. Это потому, что они не православные. Но при этом и православные тоже...
Мы должны проглотить атеизм. Мы должны понимать, что атеизм рушит религию. Пусть рушит! Атеизм со своей бинарностью: "Бог есть или Бога нет", будет и рушить и строить, чтобы рушить. Он скоро сам построит религию. Это было в советское время. Горячее отрицание религии построит религию, чтобы её отрицать.

Мы должны сказать: "Как я люблю Богородицу! А если бы я жил в другое время или даже на другой улице, я бы любил Дусю из соседней парадной, а в Богородицу бы не верил вообще никак. Так получилось, что я стал верующим." Послушайте истории обретения веры. Все начинают с того, что бабушка куда-то сводила и все уверены, что это всё было по великому промыслу Божию! Дурни вы, дурни! Тогда получается, что все ваши неверующие соседи тоже неверующие по великому промыслу Божию? Или они дико сопротивлялись промыслу Божию, в чем и виноваты?! Больше никогда не говорите, что вы уверовали, потому что Бог этого захотел! Так получилось! Совпали мелодии! Могло и не получиться... и не надо! Это не обязательно!
У православных три кризиса, происходящих из трех ложных идентификаций. Три пуповины, которые надо обрезать. Первая: церковь как организация. Говорят, что в церкви сервилизм, что это мафиозная структура, богатство, роскошь. И люди говорят, как Высоцкий: "И в церкви все не так, все не так как надо". А кто тебе виноват, что ты свою кровеносную систему подключил к церковной канализации? Ты должен был видеть отдельно этих попов, отдельно себя.
Второе: вероучение. Когда люди начинают хотеть немного больше познать это вероучение, они узнают про конец света, про который может раньше и говорили всерьез,но сейчас никто серьезно не воспринимает. А Христос якобы обещал скорый конец света и апостолы говорили про это. Ты узнаешь, что католики идут в ад, дети и подростки идут в ад. Ты читаешь, что бог Яхве убил египетских первенцев потому, что фараон не отпускал израильтян, а Бог специально для этого ожесточил сердце фараона. Ты хватаешься за голову и говоришь: "Я во всё это должен верить!? Не хочу!" Но ты запрещаешь себе не хотеть. Ошибка православие в том, что оно как бы возвышает человека. Оно говорит: "Хочешь я тебя возвышу? Ты станешь чадом Божьим! Вспомните пролог от Иоанна: "А тем, которые пошли за ним, он дал власть быть чадами Божьими, которые не от плоти, не от похотения мужа родились." У папы вашего спросите, откуда вы родились! Конечно, от похотения мужа и это нормально! Вероучение при ближайшем рассмотрении - это смех курам! Куда не ткни! Тут не надо быть особенным богословом. Бог врет. Бог убивает детей просто так. Бог на спор с Сатаной убивает детей Иова. Есть много чего и в Новом Завете. Итак, человек принял православие, как своё дыхание. Он не научился дышать сам, он может дышать только через кислородную подушку православия.
И третье - это духовные практики. Мы понимаем, что православные практики не работают, король то голый. Говорят: "Смирение! смирение!" А почему ты говоришь про смирение, если ты смиренный? Ты не должен кричать всем про смирение, а сам смирись и молчи! Практики, которые должны делать людей лучше, делают людей зависимыми от самих практик. Человек в какой-то момент начинает думать, что его практики - это его самое драгоценное. Ты не помолился вечером - ты предал Бога. А помолился - сделал хорошо. Человек стал зависимым от практик безотносительно их результата. Не быть добрым, а помолиться! И помолиться стало самоценностью. Надо вычитать молитвы! Мы даже не способны духовные практики одобрить, потому что мы не знаем, как бы их возможно не одобрить.
Сейчас появляется последний круг для спасения веры: вера должна быть направлена на социальное служение. Вера хочет оправдать себя социальным служением. Это агония веры. Не делайте добрых дел ради веры. Когда вы делаете что-то ради веры, вы увидите рядом с собой делающих тоже самое безо всякой веры. У нас сейчас в Украине волонтерских движений валом и они почти все нерелигиозные. Да, есть православные и католические, но они теряются на общем фоне.
Вы слышали, что сказано древними: люби смирение, кротость и благоговение. А я говорю вам: любите свои состояния за их эфемерность. Любите отсутствие своих состояний так же, как и их присутствие. Любите окамененное бесчувствие потому что это покой вашей души. Когда набор действий, который приводил нас в благоговение и умиление, не дает эффекта. у нас начинается кризис духовности. А я говорю вам - и хорошо, что не дает эффекта. Ваши состояния прошли - и хорошо, что прошли. Надо любить то, что уходит, не обязательно оно появится снова.
Я предлагаю спонтанное православие. Спонтанное православие - это православие, которое случается. Оно случилось - хорошо, его нет -  не надо. Оно будет случаться, если оно вам нужно. Православие - это не то, что нужно в себя пихать и пихать. Вы не можете сесть и его рожать, потому что будет тошнота, как у Сартра. Вдохновение - это то, что приходит, к чему вы стали готовы.
Мир и Бог - это то, что нужно сесть и слышать. Вы готову к тому, что Бог есть? Если да,вы его услышите и поймёте. Если нет, то зачем он вам нужен? Зачем вам нужно тужится над тем, что Боже, я тебя не слышу? Зачем искать десять причин, по которым я тебя не слышу? Наверное по-греховности? услаждались пищей? гортанобесием?
Вы слышали, что сказано древними: "Возлюби ближнего своего!", я же говорю: "Да не надо его любить по заповеди, любите как получится!" Любится - любите, не любится - не надо себя заставлять. Я работаю на кафедре психологии, там верующих, кроме меня, двое, но никто в храм не ходит и никогда не причащается. И у нас очень хороший микроклимат, в целом. Точно не хуже, чем в священнической среде. Где результат молений? Его нет! У преподавателей нет заповеди : "Люби ближнего, а то в ад пойдешь!" Они и так любят как получается. Не много, не сильно, по чуть-чуть.
Заповеди плохи не тем, что в них подается, а тем, что там подается как заповеди. Что значит: "Почитай отца твоего и мать твою"? Боже, какая пошлость! - говорил я всегда. Как можно угрожать за то, что ты не любишь мать? Как можно сулить долголетие за то, что ты ее любишь?
Не нужно быть правильными людьми. Хочешь воровать - воруй! Ты боишься воровать - бойся, не воруй! Наш уголовный кодекс держится на страхе. Там не сказано: какой ты бессовестный редиска, что воруешь, там сказано: если своруешь - сядешь на столько то лет. Страх работает, хоть и не на всех. Не надо держать небо руками, оно не упадет. То, что держится на страхе - будет держаться на страхе. Не на ваших молитвах, не на вашем попечении, не на вашем благочестии. Ведите себя как хотите. Мы ведь уже сложены, мы старые люди. Мне через два дня будет 48 лет и было бы издевкой сказать себе: делай что хочешь! Да ты уже не можешь, собственно, и захотеть то! Что-то нарушать я не хочу. Оскорблять людей - это неприятно. То что есть - въелось внутрь. Можно всё отвязать - оно само держится.

P.S. Думал только начало расшифровать, но как-то все само пошло и дошел до конца лекции, там еще около часа ответы на вопросы. расшифровывал не дословно, если бы дословно, то получилось бы в два раза длиннее.
Рубский как-то рекомендовал Сартра читать, оговариваясь, что если кого смущает воинствующий атеизм - то не читайте, а меня, мол, не смущает. Думаю, мне оговорки, что Рубский как-никак, христианский апологет, делать нет смысла :)
Про то, что каждый человек стремится высказаться, хочет, чтобы его высказывание оценили и без этого не живет... Очень хорошая мысль! Такое высказывание может быть вне интеллектуальной сферы. например, кто-то себе в птичник покупает цесарок или декоративных кур, которые ему в экономическом смысле не нужны. Кто-то сумки плетет, кто-то японский язык начинает учить. Такими высказываними заполнен ютуб и социальные сети. Сейчас находить круг единомышленников - единоделателей стало очень просто. Но, как я вижу, обобщать не стоит. Если окинуть круг своих знакомых, то многие и многие ничего высказать не хотят и не особо от этого страдают. Может в юности и хотели, но потом спеклись. Как в рассказе Чехова "Крыжовник".
Что касается второй части. Вячеслав Рубский как никто другой знает и понимает все болячки христианства и православия. И подходит к ситуации смело: болезни нужно лечить, то, что не поддается лечению - ампутировать. Правда то, что останется после многочисленных ампутаций - будет настолько необычный вариант православия... При этом он не хочет считать это православным модернизмом.
Мысль про то, что православие не должно бояться атеизма, что оно должно проглотить атеизм, принять всю его критику и аргументы, Рубский высказывает не раз. Но я пока не слышал подобного тезиса со стороны атеистов и гуманистов. Что светский гуманизм не должен бояться религиозной критики и религиозных аргументов. Не проклятий типа "рече безумен в сердце своем: несть бог", а реальных аргументов, типа: "у меня было и есть такое переживание и это главное переживание в моей жизни. У другого и у третьего - подобное и мы друг друга понимаем с полуслова."

Рубский

Previous post Next post
Up