Я с уважением отношусь к тем, кто говорит, что с военным преступником и террористом не о чем говорить. Так бы считала, думаю, Новодворская. Это очень выигрышная этическая позиция, но проигрышная с точки зрения политики. Можно много кому не подавать руки, не общаться, и оставаться в кругу нескольких сотен московско-питерских либеральных активистов.
(
Read more... )
В частности, вооруженное противостояние Украины агрессивным проискам России будут годами подтачивать государственность и институты гражданского общества обеих этих враждующих стран.
Я, относящий себя к узкому сегменту цивилизованной демократии российского общества, по себе чувствую, сколь много времени приходится тратить на противостояние нашим противникам, тем самым «съедая» свои, и без того незначительные, человеческие ресурсы, в идеале предназначенные мною на научное и организационное созидание.
И это на фоне катастрофического дефицита коллегиальности, тех, кто позиционирует себя цивилизованными коллективистами.
Не случайно, социологи зафиксировали основную (и я бы добавил, фатальную) характерную черту ВСЕГО нашего общества, - "кризис доверия по социальной горизонтали".
Собственно это и ведёт к тому, что в России, вместо доверия по горизонтали, выстраивается вертикальная (иерархическая) модель социальных отношений, сориентированная на самодержавную монархию.
Я не исключаю, конечно, что иерархию может победить только альтернативная ей иерархия, подобно тому, как крепостную стену могут преодолеть лишь мобильные штурмовые вышки.
Но среди цивилизованных демократов даже иерархия не выстраивается… Почему?
По причине глубокого недоверия людей друг к другу, из-за взаимной нелояльности даже между этими ближайшими социальными акторами.
Reply
Leave a comment