Публикую информацию от В.А.Кувакина.
Приглашаю на лекцию в Сахаровский центр.Это между метро Чкаловская и Яузой, адрес ул. Земляной Вал, 57, стр. 6. +7 (495) 916-24-80
Лекция состоится в четверг, 14 февраля в 19.00. Информация на сайте Центра
http://www.sakharov-center.ru/arrangements/?id=2053Поскольку администрация существенно изменили мою аннотацию темы, я ее излагаю здесь.
Лекция посвящена проблеме современного светского (гражданского) гуманизма, как мировоззрения и общественного явления в России.
Как сообщество единомышленников гуманизм стал возникать в России в 90-е гг. на волне демократизации. Одной из попыток создания «организованного» гуманизма стало возникновение в 1995 г. «Русского гуманистического общества» (с 2001 г. «Российское гуманистическое общество») и журнала «Здравый смысл» (1996 г.). РГО было задумано как демократическая альтернатива коммунистической и клерикальной идеологии и как мировоззренческая альтернатива красно-коричневой угрозе и накату иррационализма (эзотерики и паранормальных верований) на сознание россиян. По сути, это должна была быть альтернатива всем видам антидемократических идеологий и различным формам архаичного и новейшего мракобесия.
В ходе своего развития РГО сумело аккумулировать значительный интеллектуальный ресурс и разработать российскую парадигму светского (гражданского) гуманизма. Были изданы учебники и научные исследования, посвящённые этому мировоззрению, создана площадка для обсуждения проблем гуманизма и свободомыслия. Было установлено, что мировой опыт развития светского гуманизма выработал парадигму, которая представляет собой (1) методологию критического мышления и исследования, (2) научную картину мира, (3) систему нерелигиозных нравственных, правовых, социальных, интеллектуальных и экологических ценностей.
Новейшая история России показала, что это мировоззрение не получило в обществе сколько-нибудь серьезной поддержки, что выразилось прежде всего в том, что современный истеблишмент относится к светскому гуманизму негативно, а демократическая оппозиция - равнодушно. И если отношение первых вполне естественно, то для российской демократии игнорирование системы гуманистических ценностей придало ей ущербный характер. Исторически это вполне объяснимо. Но это не оправдывает острого дефицита позитива у демократической оппозиции, того, что, кроме политтехнологических идей ей нечего предложить людям, не принимающим установившийся в стране политический режим. И если недовольство путинизмом способно объединить сегодня самые разные оппозиционные силы, то вопрос «Во имя чего?» даже не ставится. Это свидетельствует об отсутствии у них сколько-нибудь внятной системы фундаментальных ценностей, которые, в конечном счете, определяют как личную, так и общественной жизнь. Так история мстит современной российской демократии за игнорирование основополагающих ценностей, за пренебрежение к высокому идеализму гуманизма, к нравственным и рациональным устоям человека и общества
Валерий Кувакин
--