Всемирный день памяти Холокоста.

Jan 29, 2007 21:28


Два дня назад был всемирный день памяти Холокоста. Я смотрел по телевидению художественно-документальный шведско-польский фильм «Путешествие Нины» (“Ninas resa”, режиссёр Lena Einhorn, 2005). Главная героиня, Нина, еврейка, понятное дело, родилась в 1925 году, жила в польском Лодзе, после оккупации Польши они с матерью и отцом перебрались в Варшавское гетто, надеясь, что там будет лучше, чем в гетто в Лодзе. Её дядя устроился в гетто работать полицейским! Обыкновенным еврейским полицейским в еврейском гетто! В варшавском гетто она ходила в театр на балет! в ресторан с музыкой и танцами! А также поступила и окончила какие-то курсы по химии с получением аттестата и с этим аттестатом поступала в институт 1945 году в Лодзе! Её бабушка и дед умерли там же году в 1942 от волнений и старости и она высказывалась об этом так, что как хорошо, что они умерли до начала Холокоста! Холокост начался в её представлении когда вышел приказ каждый день собирать на площади 5 000 евреев и отправлять на восток «на работу», а на самом деле в концлагерь (но они этого ещё не знали). Дядя должен был заталкивать людей в вагоны, в том числе детей, но не выдержал и бросил работу. Нина с матерью работали на фабрике по пошиву одежды, у них были какие-то карточки, которые их спасали от отправки, но однажды в цех нагрянули немцы и повели к вагонам. Уже перед самым поездом их догнал дядя, у которого сохранилась полицейская фуражка, и сказал решительным голосом «Эти пойдут со мной!». И стоящие в охране немцы не стали протестовать! Сюрреалистические решения срабатывают в сюрреалистическом мире! Нина с отцом и матерью сидели в каком-то подвале (вроде бы началось восстание в гетто?), когда однажды ночью пришёл дядя и сказал, что есть возможность переправиться «на арийскую сторону», то есть на польскую. Нину перевезли в телеге с трупами и она очутилась в мирной счастливой жизни с гуляющими приодетыми парами и т.д. - всего в нескольких кварталах от их гетто! У неё был какой-то адрес поляков, помогающих евреям. В конце концов, она вместе с дядей очутилась в провинции в довольно богатой польской семье и выдавала себя за племянницу. Приходящие гости рассуждали на тему того, что Гитлер, конечно, негодяй, но одно доброе дело сделал: евреев поприжал! Дяде удалось переправить и мать, которая жила в Варшаве, а отца увезли в лагерь. Во время боёв за Варшаву её мать сидела в каком-то подвале с сотнями других жителей, туда попала бомба (или снаряд) и мать погибла. Как только немцев выгнали, Нина с братом приехали в Лодзь на свою старую квартиру. В 1945 году Нина поступила на химический факультет в Лодзе и познакомилась там со своим будущим мужем. Летом 1946 года они с будущим мужем поехали в Данию подработать (если я правильно понял?), и в это время в Польше и Лодзе начались еврейские погромы! и брат телеграфировал им, что возвращаться не стоит. Они переехали в Швецию, смогли как-то легализоваться и на этом их эпопея закончилась. Их дочь, родившаяся в Швеции, и сняла этот фильм. В 2001 году дочь сняла рассказ своей матери о себе на плёнку, в 2002 Нина (мать) умерла от рака. Художественные эпизоды снимались позже.
Вчера я почитал в ЖЖ Антона Носика его рассуждения против судебного преследования за отрицание Холокоста. В целом поддерживаю. Главный аргумент: никогда нельзя установить чётких критериев, что такое отрицание Холокоста. Ведь при желании и вышенаписанный текст можно рассматривать как «отрицание Холокоста», ведь я пишу, что в Варшавском гетто были какие-никакие светлые стороны, а не только «ужас-ужас-ужас». И, конечно, пострадавшие от такого закона будут утверждать, что у их оппонентов нет никаких аргументов, кроме наручников. И страдать будут единицы из десятков тысяч отрицателей. Это ведь сейчас целая индустрия. А среди мусульманских «борцов с сионизмом» отрицателей Холокоста - каждый первый. В любом случае, для здорового общества отрицание Холокоста не опасно, но так же и нет какой-то реальной опасности наступления на гражданские свободы по маской преследования «отрицателей Холокоста». А в нездоровом обществе опасны как отрицатели Холокоста, так и власти, готовые решать свои проблемы (подавления оппозиции, например) путём использования этого благовидного предлога. И, разумеется, свобода слова и свобода митингов тоже должны иметь свои пределы, не смотря на все аргументы радикальных их защитников. Факельное шествие со свастикой на Красной площади нельзя разрешать ни при каких обстоятельствах.

Евреи

Previous post Next post
Up