Это предварительно, чтобы дать примерное представление; позднее я надеюсь подумать над этим более прицельно.
Некоторые лингвистические факты.
"Энтузиазм" означает "божественное вдохновение" (см. часть 5 трактата).
"Ангел" означает "вестник", а "дьявол" - "клеветник". Учитывая склонность древних к персонификации явлений или понятий, "вестник" может быть не слишком далеко от "вести", иначе говоря - информации, а "клеветник" - от "клеветы", то есть лжи, иллюзии (см. часть 3).
Богословие тоже связывает дьявола с иллюзиями. Вот сюда еще исторические факты -
средневековые ведовские процессы.
"Вред, наносимый ведьмами и колдунами окружающим людям, следовало считать реальностью, однако их магические знания признавались иллюзиями, насланными демонами."
Очень похоже, что в этой концепции отразилось следующее: искаженные представления о действительности (иллюзии, "магические знания") ведут к ошибке (реальному вреду).
Психологический факт у меня на примете пока один - про
чистые руки, но он кажется мне очень любопытным.
"Авторы предполагают, что мытье рук порождает в нашем сознании обобщенную идею освобождения от уз прошлого («начало с чистого листа»), что и приводит к снижению беспокойства по поводу былых грехов или ошибочного выбора."
Я думаю, что тема воды, очищения (в связи с ситуацией, где производится выбор) могла найти отражение в мифе о всемирном потопе (см. часть 4). И тут напрашивается эксперимент наподобие. Только сравнивать поведение испытуемых, которые мыли руки, с теми, которые читали миф.
Вариантов можно набросать много. Мытье рук плюс чтение мифа в одной группе, что-то одно в других. Совсем убрать практические действия, а читать, кроме мифа, в других группах что-нибудь "водяное" - про ливень, про купание в водоеме... или что-то, структурно напоминающее выбор одного из множества, или нейтральный текст.
Другая тема для экспериментов - сотворение мира. Предположительно это соотносится с созданием мысленной модели ситуации, задачи (см. часть 2). Потому можно посмотреть, не повлияет ли чтение этого мифа на протекание указанного процесса при решении задач. В качестве "заместителя" мифа можно попробовать фантастическое произведение, где достаточно явно выражено своеобразие предлагаемой "реальности".
Конечно, было бы слишком уж наивно ожидать, что, прочитав сказку, человек немедленно поумнеет. :) Возможно, эффект скажется после неоднократного воспроизведения мифа, или же при каких-то еще условиях. Или не у многих испытуемых, а лишь у некоторых.
Насчет условий пара соображений. Они должны как бы приближаться к условиям древности... Наверно, задачи здесь лучше подбирать не сильно абстрактные, а больше наглядные, связанные с манипуляцией предметами. И второе - учитывать, что миф был для человека той эпохи очень значим. Ну, вряд ли эту значимость можно смоделировать в психике современного человека, но попробовать настроить испытуемых хотя бы отчасти в этом духе. Что-то типа реконструкторской игры. Или пригласить для участия в эксперименте толкиенистов и зачитывать им "Сильмариллион". :)