Рацио религий. Часть 2. Сотворение мира и человека.

Aug 08, 2014 12:54

 Сотворение мира рассмотрим в двух аспектах: 1) сотворение того мира, в котором мы все живем и 2) сотворение внутреннего мира. Сначала поведем речь о представлениях.

Про теорию Большого взрыва, я полагаю, все слышали, и она весьма напоминает сотворение из ничего. Обратим внимание на две подробности: во-первых, сотворение происходит постепенно - это примерно (но не буквально, конечно) соотносится с научными представлениями о постепенности образования звезд и планет, геологических изменений и биологической эволюции; и во-вторых, Господь создает мир своим Словом (а Словом называется вторая ипостась, Сын; информация, как мы договорились) - и это абсолютно соответствует развитию Вселенной с того момента, когда начали действовать открытые впоследствии учеными законы (информация о процессах), и по сей день, и в дальнейшем.

Сменим масштаб: от макрокосма обратимся к микрокосму.
 У каждого из нас имеется свой собственный внутренний мир, индивидуальный, и возникает он тоже из ничего: развитие организма начинается с одной клетки, постепенно клеток становится больше, они взаимодействуют между собой и с окружающей средой, накапливая опыт этого взаимодействия. Осознаваемая часть опыта и образует то, что мы называем внутренним миром: как человек воспринимает происходящее, какие реакции это у него вызывает, о чем он мечтает и так далее; мало того, в голове "собирается" модель целой Вселенной. Кстати, сотворение каждого конкретного такого мира - заслуга не только родителей данного индивидуума, но и лично его тоже, и - в громадной степени - заслуга социума, в котором он развивается: социум предоставляет в его распоряжение язык и культуру (опять же информацию, заметим) - без этих орудий полнокровный внутренний мир сформироваться не может.
 В пределах каждого микрокосма происходят события. Вот одно - "сотворение мира" - мы как раз описали, а из последующего изложения станет понятно, о каких еще событиях речь.

Теперь можно плавно перейти к сотворению человека, сначала в частном плане. В "сотворяющемся" внутреннем мире "человек" создается не сразу, то есть младенец еще не осознает себя, и только годам к трем начинает говорить о себе "я" - примерно это сравнимо с созданием Адама. Здесь нужно вспомнить упомянутую во вступлении разницу между восприятиями  "изнутри" и "извне": несмотря на то, что ребенок "еще не человек" сам для себя, окружающие нисколько не сомневаются, видя в нем человека - и тем самым (в том числе) способствуя его внутреннему "сотворению".

В общем плане сотворение человека без особых сложностей, на мой взгляд, сопоставляется с возникновением Homo sapiens в процессе эволюции, "из праха земного" - от наших общих с обезьянами предков, а "вдунул в лицо его дыхание жизни" - это о появлении сознания, можно считать.
 Рассмотрим "образ и подобие", памятуя о нашем толковании Троицы: у человека вещественное тело, информация особенно сконцентрирована в нервной системе, и имеющаяся энергия позволяет нам производить движения. Одного этого было бы мало - ведь и животные таковы, однако в человеческой психике есть подобие вечности - это память. В ней, в отличие от памяти животных, содержится не только индивидуальный жизненный опыт, но и опыт многих других людей, в том числе особого рода знания - символы, абстракции - практически недоступные другим биологическим видам. (С вечностью, когда "всё существует всегда", память схожа тем, что мы можем извлекать из нее события и недавние, и отстоящие на годы - а то и на века, если речь об исторических фактах - и делать это почти одновременно; там есть даже некоторая часть будущего - наши планы и ожидания.) Кроме того, человек - личность, и причем (самое, по-моему, важное) наделенная творческими способностями. Как минимум, человек творит свой мир - в психическом пространстве.

Но такого, единичного, сопоставления еще не достаточно. Как было упомянуто, чтобы состояться, отдельному человеку необходимо социальное окружение (этот фактор играл решающую роль и на протяжении эволюционного развития нашего вида). Так что, в дополнение к единичному, несколько расширительным толкованием библейского Адама следует считать некую человеческую общность с неотрывной от нее культурой. (Тут можно вспомнить представления О.Шпенглера о жизни культур.) Это не будет сильной натяжкой - человек в эпоху образования мифов не видел четкой границы между своей личностью и родом-племенем, к которому принадлежал. К тому же такой подход дает нам ключ к разгадке сотворения Евы.

То есть в этом эпизоде Адам выступает одновременно (или попеременно) и как личность, и как общность. Пока Адам-личность спит (не особо сознает происходящее), из Адама-общности выделяется "ребро" - другая личность, которую проснувшийся Адам, увидев, воспринимает как нечто "свое". Скажите, разве не так - как "свое" - мы и "опознаём" (после некоторого знакомства или после каких-то событий, раскрывающих старого знакомого с новой стороны) близкого себе человека? Надо заметить, что речь в тексте идет о "помощнике", поэтому было бы неверно ограничиваться здесь "семейными (ну или амурными) делами". Я бы интерпретировала это как в том числе намек на зарождающееся разделение труда и даже еще шире - на межличностные взаимоотношения. Так мы находим товарищей для игр в детстве, друзей и вообще партнеров по всевозможной деятельности в жизни: учитель - своего ученика, пациент  - своего врача; так находят друг друга хорошие соседи, таланты и поклонники, соратники по общественной активности и так далее, до бесконечности.
 Очевидно, в расширенном понимании пол Евы не так уж актуален. (А где он остается актуальным - увидим ниже.) Ева, как любая личность, тоже проходит со своей стороны путь "сотворения мира" и этап "создания Адама" в своем самосознании. Они становятся друг для друга условными "Адамом и Евой" только после встречи, причем каждый сам для себя - "Адам", а для другого - "Ева". Возьмем для примера такое явление, как лидерство. Лидер не прилетает с Марса, он выделяется из общества, и люди, принимающие его в этом качестве, видят в нем "своего" - олицетворение их точки зрения, их намерений. По-моему, полная аналогия со способом сотворения Евы, если смотреть непредвзято.

Обратимся к соответствию в психических процессах. Но сначала поговорим о добиблейской древности. Зачем-то в эпоху мифов людям требовалось регулярно воспроизводить в ритуалах "творение мира", распространенным способом которого было расчленение какого-нибудь "первосущества", символизировавшего Хаос (и из его частей создавались небо, земля и т.д.).
 Я оттолкнулась от прочитанного в статье Ю.И. Александрова "Введение в системную психофизиологию": живые организмы - не "реактивны", то есть только отвечают на внешние стимулы, как полагали раньше, а напротив, "активны", то есть ведут себя исходя из внутренней целеустремленности; поэтому отражение реальности в голове - не просто "зеркальное", а "опережающее", мы выстраиваем себе представление об окружающем мире в соответствии с поставленными перед собой задачами. От себя (насколько я поняла) поясню: грубо говоря, если мне нужно выкопать ямку и рядом лежит подходящая палка, то для меня (и в данный момент) это будет "палка-копалка". Если же мне нужно не копать, а, скажем, спрятаться, то эта же палка мне ничуть не поможет, и я едва ли вообще замечу ее. Как еще можно расценить палку - подскажет старенький мультик "Палочка-выручалочка".  :)
 То есть наши представления уж точно нуждаются в регулярном обновлении, ведь когда меняются задачи - должно меняться и восприятие окружающего. Расчленение Хаоса сопоставим с мысленным разбиением воспринимаемой реальности на отдельные фрагменты, чтобы затем найти им нужное для достижения цели применение, выражаясь короче - с построением модели мира "под имеющуюся задачу".

Посмотрим чуть подробнее на библейское творение: там тоже сохраняется неоднократное "отделение" одного от другого: света от тьмы, воды от суши; а второй этап - это развитие этих отделенных сущностей: на небо "вешаются" светила, в воде разводится рыба, а на земле - зелень и звери. Отличие - что "из ничего". Мне думается, что дело тут в следующем. Мышление усложнялось, и это со временем находило отражение в мифических образах. Использование "видимых вокруг" вещей как инструментов давно стало обыденностью, и воспроизводить этот навык через миф стало не актуально. В повестке дня теперь утвердилось изобретать новые инструменты и технологии  - именно "творить из ничего", моделируя их в голове.
 Сейчас, в эпоху сплошного креатива и всяческих перемен, творения одного-единственного мира в качестве образца для мышления, видимо, маловато, и писатели (а также художники и режиссеры) насотворяли для нас миллионы миров - такое "продолжение мифотворчества" тоже вмещается в общую картину... :)

Соответствие "сотворению человека" в психических процессах тоже можно найти, но оставим это "на попозже".
К части 3                          

Рацио религий

Previous post Next post
Up