«Разведывательное сообщество США считает, что поставки вооружений на Украину могут вызвать негативную реакцию со стороны России и ускорить поставки более современного оружия сепаратистам», - полагает Джеймс Клэппер, директор национальной разведки США. Однако, говорит Клэппер, это не означает, что американская разведка выступает против предоставления «летальной военной помощи». Сказанное следует понимать так: эскалация конфликта на Украине не противоречит геополитическим целям США, а американские спецслужбы готовы, если потребуется, внести свою лепту в организацию этих поставок. Поэтому вне зависимости от того, примет ли Барак Обама решение о легальных поставках летального оружия Украине, объемы нелегальных поставок, скорее всего, будут возрастать. И, вероятно, первое, что можно будет наблюдать в этих условиях, это соревнование продукции предприятий ОПК России и США в области радио и электроники - в частности, систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Следует заметить, что в начале февраля, за неделю до Минских переговоров, свою оценку ситуации на Украине и перспектив развития конфликта между Киевом и молодыми республиками Донбасса представило РУМО (Разведывательного управления министерства обороны). Директор управления Винсент Стюарт на слушаниях в Конгрессе США заявил, что именно Россия пытается создать «долговременный конфликт» на востоке Украины и «продолжит в нынешнем году оказывать давление на Киев с помощью военных и невоенных методов».
Есть глубокие сомнения в том, что Россия стремится затянуть конфликт. Терпеть длительное время бремя экономических санкций, неся потери в людях (хотя бы среди добровольцев), в условиях подрывной деятельности западных спецслужб Россия не может. А то, что представители американских спецслужб настойчиво твердят о том, что конфликт не будет разрешен по меньшей мере в течение года, может означать лишь одно: затягивание конфликта - одна из важнейших частей стратегии Запада. В остальном же, заявление директора РУМО (к которому, кстати, присоединились руководители разведывательного и оперативного управлений Комитета начальников штабов вооруженных сил США Марк Чэндлер и генерал лейтенант Уильям Мэйвилл), со многими оценками представителей разведывательного сообщества США можно согласиться. Эти оценки таковы:
- Россия успешно обновила свою военную доктрину, чтобы предусмотреть возможность использования «новых методов военных действий», и «достигла существенного прогресса в модернизации своих ядерных и обычных вооружений»;
- действия Москвы в отношении Украины «соответствуют новой военной доктрине и стратегии России, которая будет вызывать дальнейшую тревогу у соседних государств»;
- в 2015 году военная активность России сохранится на высоком уровне;
- Россия стремится создать такие вооруженные силы, которые «будут меньше и маневреннее» и смогут в перспективе выполнять более разнообразные задачи;
- несмотря на экономические трудности, ВС РФ в 2015 году примут участие в большом количестве учений и продолжат перевооружение;
- В 2014 году подразделения российских вооруженных сил провели «рекордное число» военно-воздушных и военно-морских учений за пределами своей национальной территории, они продолжат такие действия и даже «увеличат свою активность в Карибском и Средиземном морях»;
- Россия по-прежнему будет придавать особое значение своим стратегическим ядерным силам и продолжит модернизацию мобильных межконтинентальных баллистических ракет;
- Москва будет стремиться поставить на вооружение дополнительные ракетные комплексы «Тополь-М» и продолжит разработку комплекса МБР «Рубеж», баллистических ракет на подводных лодках «Булава» и «следующего поколения крылатых ракет».
Предъявление военными экспертами Конгрессу США внушительного списка несомненных достижений России в области военного строительства, отнюдь не сводится к банальному стремлению силовых структур и ОПК получить дополнительное финансирование. Он отражает и определенную осторожность в оценке перспектив вовлечения Запада в прямую конфронтацию с Россией. Как минимум, это означает, что США и НАТО в обозримом будущем едва ли смогут шантажировать Россию, демонстрируя ей свое военно-технологическое превосходство. Задача нашего геополитического противника - измотать Россию санкциями, не давая гражданской войне на Украине затухнуть. При этом важно, чтобы конфликт развивался более или менее стабильно - без резких «телодвижений».
Именно поэтому, новые «издания» Майдана едва ли будут приветствоваться американскими кураторами Киева. Любые сомнения в легитимности существующего режима могут, с точки зрения США, подтолкнуть Россию к более решительным действиям, в том числе, чисто военного характера. Конечно, Россия может попытаться сломать эту, навязанную американцами, стратегию игры. Например, провоцируя и поддерживая «майданные» настроения в Киеве. Но такой сценарий мне представляется маловероятным. Скорее всего, Россия примет предложенный Штатами темп игры, отказавшись от каких-либо действий, радикально меняющих военно-политическую ситуацию на Украине. Но это вовсе не означает, что дальнейшего продвижения ВСН на запад не будет. Просто оно будет осуществляться «квантованно»: наступательные операции будут носить локальный характер и длиться не слишком долго. Опыт зимнего наступления показывает, что та быстрота, какая была продемонстрирована в августе 2014-го, едва ли возможна. Куда более реальны операции продолжительнстью от одного до двух месяцев. Естественно, при условии, что Киев не капитулирует.
Промежутки между такими «локальными» наступательными операциями - периоды очередного перемирия - могут быть спланированы исходя из необходимости переформирования и доукомплектования соединений, принявших участие в активной фазе операции, восстановления инфраструктуры освобожденных населенных пуктов. Что очень важно, в этих условиях отстаиваемое Россией видение конфликта на Украине, как конфликта чисто внутреннего, с каждой такой операцией будет все более обоснованным. Хотя бы потому, что местные кадры как в военных, так и в гражданских структурах, будут иметь время для своего профессионального роста и приобретения необходимых практических навыков. И тогда в словах Владимира Путина о «шахтерах и трактористах» будет меньше иронии, а больше объективной реальности, данной противнику в его ощущениях.
Относительно мирные промежутки времени между наступательными операциями грех не использовать для военного строительства в республиках Донбасса. В том числе, для борьбы с «махновщиной». Именно в этом ключе следует воспринимать сообщения группы ИС, о том, что в ДНР продолжена ревизия командного состава ополчения, набравшая обороты в конце прошлого года и, судя по всему, приостановленная в период активизации боевых действий:
Так называемое «министерство госбезопасности» («МГБ») «ДНР» продолжает чистки среди командного звена бандформирований. В частности, по обвинению в организации массовых грабежей и мародерства арестованы два командира подразделений из бандформирований «Оплот» и «Восток». Командный состав НВФ не в состоянии контролировать действия подчиненных, при этом неоднократно фиксировались случаи участия в «поиске и сборе трофеев» самих командиров террористов. Также, в рамках установления т.н. «законности», за мародерство и грабежи в районе Дебальцево задержаны 8 боевиков из НВФ «Алтай».
Кстати, оперативные данные ИС могут, невзирая на их очевидную пропагандистскую суть, свидетельствовать о том, что нынешнее перемирие активно используется командованием ВСН для восстановления и доукомплектования подразделений, участвовавших в боях, и для формирования новых подразделений. То есть реализации тех мероприятий, о которых было сказано выше.
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1794377http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1742745