Два осколка с острыми краями

May 24, 2013 19:17

Оригинал взят у alldubin в Два осколка с острыми краями


Геноцид надо подавать горячим. Пока не остыли свидетельства, пока живы свидетели.  Шансы черкесов на признание геноцидом событий 150-летней давности невелики.

Тема эта - Кавказская война - столь обширна, что это даже и хорошо, что в Израиле она сужается до всего двух черкасских деревень - Кфар-Камы и Рехании.



Когда-то была и третья, Гава, там, где сейчас кибуц Ган-Шмуэль, но жителей ее подкосила малярия.
Жителей Абу-Гош, претендующих на черкесско-мамлюкское происхождение я не считаю. Не считаю и дюжину существовавших до 1967 года черкесских деревень на Голанах - это отдельная тема.

В обеих деревнях я в последний раз побывал еще в апреле, но все руки не доходили. А может быть, зло копил J
И еще хотел подгадать к 21 мая. В этот день почти ровно 150 лет назад официально была завершена Кавказская война, и от этого дня черкесы отсчитывают геноцид. Вообще-то 150-летие будет отмечаться 21 мая будущего года, отсчитывая от парада на Красной поляне, но мне представляется более уместным вести отсчет от 1863-го, когда черкесам (точнее, абадзехам) был выдвинут ультиматум, он же «Условие». Документ этот, отрывок из которого я сейчас приведу, датирован 6 октября, но до октября я и вообще все забуду - и про Кфар-Каму и про Реханию.

Вот выдержка из ультиматума:

«… Весь Верхне-Абадзехский народ, живущий … приносит покорность Российскому Государю на нижеследующих условиях: 1) До 1 февраля будущего 1864 года … дозволить ему оставаться на жительстве в горах между Новою Русскою дорогою по Пшишу и истоками Псекупса и хребтом Хотхь до границы с Шапсугами. 2) 1 февраля народ обязывается окончательно очистить занимаемую им землю и перейти туда, где будет указано Русским Начальством. 3) Желающим остаться в подданстве Российского Государя отводится земля для постоянного жительства в потомственное владение, тем же кто пожелает переселиться в Турцию, временно, после 1 Февраля, не далее как на 2? месяца, т.е. по 16 апреля. 4) Народ Абадзехский обязывается жить в полном послушании и повиновении Русскому Начальству, ответствовать за всякий разбой и воровство и выдавать преступников…».

Злиться я начал, чуть ли не с первой минуты пребывания в Кфар-Кана, точнее - во время просмотра фильма в черкесском Центре наследия. Фильм - плохого качества, на английском, но со вставками из советских документальных фильмов про черкесские национальные танцы.
И объяснение символики черкесского национального флага как исключительно миролюбивого как-то не убедило. Вот он:


А еще не понравилось слово «оккупация» применительно к Голанам. Относиться к событиям 1967 года можно как угодно, но фильм, повествующий об этнографических особенностях маленького, но гордого народа должен, как мне кажется, быть нейтральнее. Потом я спросил, показывавшего нам деревню Давида Шаугена о причине такого пристрастного отношения, и он мне в ответ заявил: «Ну, а как же это назвать? Не освобождением же». И заверил меня, что никакой негативной коннотации «occupation», да еще в данном контексте не несет. Ну, ладно. Видно русский значительно богаче английского. По-русски можно было бы употребить прелестное «заняли». Впрочем, русскоязычной версии фильма я не видел.
О русском языке применительно к черкесам - вообще отдельный разговор. Пока же попытаюсь вписаться в рамки «туристского» формата.

Обе деревни, и Кфар-Ками и Рехания были основаны в 70-х годах позапрошлого века. Точные даты в разных источниках расходятся.
Доктор исторических наук А. В. Кушхабиев пишет об этом так:

«Осенью 1878 г. около 50 шапсугских семей, прибывших с Балкан, обосновались в Галилее  в местности Кфар-Кама (в северо-восточной части Израиля, к западу от Тивериадского озера). В течение 1879 г. там поселились еще 183 шапсугские семьи, насчитывавшие около 500 человек (с Балкан). В 1880-1881 гг. на севере современного Израиля (вблизи границы с Ливаном) около 200 черкесов (61 семья) - преимущественно абадзехов, также выселенных с Балкан, основали селение Рихания.
Вблизи г. Хадеры около 500 шапсугов, прибывших с Балкан, основали село, которое просуществовало до 1930 г. Расположенная вблизи болотистая местность служила источником  многочисленных  заболеваний малярией с летальным исходом. Значительная часть жителей этого села  погибла к концу XIX в., уцелевшие перебрались в Кфар - Каму, Риханию и Амман. Небольшая группа черкесских иммигрантов обосновалась в Цесарее (гавань в нескольких километрах от Хадеры) среди арабов и боснийцев. Через несколько лет черкесы переселились в другие места».

Итак, две деревни. Кфар-Кама больше. В ней проживает более 3000 человек. Пора ставить фотографии. Вот это - «Дом Шами», в котором ныне располагается черкесский Центр наследия.




Когда-то здесь была мельница, паровая, и зерно свозили со всей округи. Позже здесь образовался коммерческий центр, появился первый в округе рынок. Все это хозяйство восстановили, реставрировали и выглядит центр достойно. Евреи, разумеется, тоже не только в государственном, но и в частном порядке финансировали реставрационные работы.


При Центре работает музей соответственно - наследия. Наследие, прямо скажем не впечатляющее.




Это - седло. Отверстие - для хранения сыра. Который брали с собой в дорогу. Если не ошибаюсь - для смягчения. Их нравы…




Когда экскурсовод завел нескончаемый рассказ о неповторимых особенностях черкесских колыбельных кроваток я вышел во двор, что бы хоть что-нибудь сфотографировать.








Потом - недолгая прогулка к мечети


И кружок по деревне. В старом центре сохранились любопытные дома. В некоторых уже давно не живут, но выглядят они живописно.








Рехания расположена в 56 километрах от Кфар-Кама. в 9 километрах севернее Цфата. Эта деревня меньше. Тут проживает около 1200 человек.
Начали мы с обеда. В ресторане «Нальчик». В меню - черкесские национальные блюда. Оглашаю весь список (попробовали все): «мэджмэк», «къулакъ», «шущ-барэк», «лэпс мэтаз», «шыпс паст», «мэтазэ» (не путать с «лэпс мэтаз»!), «хьэложь» и «чыборек». Я не специалист по кавказской кухне - просто меню взял с собой J Оно на русском, ну, то есть не на русском, а русскими буквами. Написание сохранено. На задней обложке меню - краткая история черкесов, включая изгнание с родной земли и основание Кфар-Кама и Рехании.




Остальные снимки куда-то пропали. Жаль.

Вкусно. Цены невысокие. Есть и «нормальные» блюда - хумус, шницель, «шипудим», чипс и прочее. Но эта часть меню - только на иврите. Это правильно.
На стене телевизор, постоянно настроенный на иорданский канал на черкесском языке. «Нарт» называется. Передачи - на арабском. Хозяин ресторан с грустью сказал, что соотечественники в Иордании подзабыли родной язык.

Рядом еще одно заведение


В местом супере купили копченый сыр. Вкусный и недорогой сравнительно - 68 шекелей за килограмм. Фирма-производитель называется «Эльбрус». Сыр - вот:


С-т-а-а-м. Кинжал этот ржавый я привез из Марокко


Главные достопримечательности Рехании - крепостная стена и мечеть. Вначале Рехания и была построена как деревня-крепость, призванная защитить жителей от враждебного окружения. Остатки ворот и стены сохранились.






А еще здесь  - любопытная мечеть. У нее черепичная крыша и башня необычной формы. Почему она такая - никто точно не знает. Существует версия, согласно которой мечеть выглядит таким образом, потому что раньше черкесы исповедовали христианство. На мой взгляд, версия не слишком убедительная.


Внутри - мечеть-мечетью J


Здесь тоже есть музей. Не были. Хватило кфар-камовского.


Еще Рехания. Тихая мирная деревня…






***

Другое наследие

Цепные псы царизма - полицейские, жандар­мы, да и высшие власти - министры и губернаторы - позволяют себе каждый день ряд грубых насилий и беззаконий.

Ленин, ПСС, том 16, стр. 181

Кто только не восторгался службой черкесов в израильской армии. Ну, да, служат. А они везде служат. Война - одно из главных их занятий.
История черкесов действительно трагична. По различным оценкам во время Кавказской войны и в ходе последующего изгнания - сначала на Балканы, а потом с Балкан в Сирию, Анатолию, Ливан и Палестину - погибло от 50 до 90% черкесов.

Но! Турки использовали черкесов для отправки в отдаленные концы империи, где они верно исполняли работу жандармов и администрации. Как правило, посылали их в районы, населенные не турками и не мусульманами. В Палестину, например, их посылали для надсмотра и борьбы с бедуинами и друзами.
Черкесов хорошо помнят во многих странах как жестоких палачей.

Вот лишь некоторые цитаты из самых разных источников.

Черкесы и болгары

«В Болгарии положение христиан было еще более тяжелым, чем в Боснии и Герцеговине. В середине 60-х гг. XIX в. турецкое правительство поселило в Болгарии 100 тыс. «черкесов» - горцев-мусульман, эмигрировавших с Кавказа. Подавляющее большинство этих «джигитов» не хотело заниматься физическим трудом, а предпочитало грабить болгарское население. Естественно, что болгары вслед за жителями Герцеговины тоже подняли восстание. Однако туркам удалось подавить его. Причем черкесы и башибузуки вырезали в Болгарии свыше 30 тыс. мирных жителей».

Черкесы и армяне

«Следующим проявлением младотурецкой политики использования черкесов в реализации внутриполитических целей стало использование младотурками черкесов при осуществлении программы уничтожения армянского населения империи в 1915г.»

Черкесы на Балканах

«Адыги-переселенцы - «махаджиры» должны были выполнять подобие милицейских функций и участвовать в подавлении восстаний коренного населения против турецких властей. Турки удачно использовали горцев в своих интересах. Последние рьяно исполняли свои обязанности, видя в местном христианском населении единоверцев русских. Естественно, у жителей Балкан сложился объективный негативный образ адыгов: как угнетателей, убийц и разбойников - очередных янычар, коими они по сути и являлись».

Черкесы и друзы

«.. противоречия между двумя этническими группами привели к новому побоищу в ноябре 1895 г., в ходе которого «обе стороны потеряли несколько сот убитыми» и «за это время друзами сожжены черкесские деревни Мансура и Зиван…».
«На стороне черкесов выступило бедуинское племя фадыль и объединенное двухтысячное черкесско-бедуинское войско возглавил Ахмед-бей Анчок. Черкесский лидер погиб в разгар боя, но превосходящие силы друзов потерпели сокрушительный разгром благодаря неожиданному появлению черкесского полицейского эскадрона во главе с Мирза-беем и турецкого кавалерийского отряда из Бейрута. Друзы потеряли убитыми порядка 400 человек, тогда как потери черкесов составили 27 человек, бедуинов - 50, жандармов - 7. Были разрушены 6 друзских поселений, в том числе их центр - Междел-Шемс.  В 1896-97 гг. последовали новые мятежи друзов, для подавления которых османские власти привлекали иррегулярную черкесскую кавалерию. Отношения между черкесами и друзами оставались крайне напряженными и в последующий период французского протектората над Сирией»

***

Вопросы языкознания

За державу - обидно. К царской России у черкесов - вполне справедливые претензии. Но вот вспоминая Советский Союз и распинаясь, как оккупанты навязали им собственный алфавит можно было бы быть и поскромнее. «Оккупанты» не только навязали им алфавит, они его фактически придумали, вместе с грамматикой и всей письменностью. И с «национальным эпосом» заодно. А придумал этот эпос, официально - перевел «Ю́рий Никола́евич Либеди́нский (1898 - 1959) - русский советский писатель». Это из «Википедии». А чуть ниже, на той же странице в разделе «Биография» сказано следующее: «Родился 28 ноября (10 декабря) 1898 года в Одессе в еврейской семье врача…» Ну и так далее.
Кстати, Юрий Николаевич - тесть Игоря Губермана. Тесен мир.

А самый знаменитый, наверно, черкес современности - Тимур Шаов. У него действительно есть очень славные песенки. Гастроли Шаова в Израиле начинаются завтра, 23 мая J

перепост

Previous post Next post
Up