Было бы нелепо просить пересказать этот фильм. Также как нелепо спрашивать "о чем он?" и "чем он закончился?". Фильм, в котором нет сюжета, фильм, в котором по сути ничего не происходит, но фильм, в котором нет ничего лишнего - каждая деталь о чем-то говорит: будь то случайно оброненное слово или картина на стене.
Есть такая киноведческая "острота": большинство фильмов про любовь заканчиваются свадьбой и это считается хэппи эндом, но мало кто показывает, что бывает потом, и действительно ли это был хэппи энд или это было началом печального конца. Ханеке как раз показал, что бывает потом, я бы даже сказала, показал, как должно быть потом. Мужчина и женщина прожили рука об руку много лет. Всю жизнь. Они как две половинки, которые однажды нашли друг друга и не отпускают. Женщине пришло время умирать и, конечно же, супруги переживают этот момент вместе. Несмотря на всю трагичность ситуации перед нами действительно хэппи энд - супруги прожили "долгую счастливую жизнь" вместе. Наверное, ключевой момент фильма - когда умирающая анна смотрит семейный альбом. Мелькают их портреты в молодости, зарисовки счастливой жизни вместе, фотографии детей.
Ханеке не говорит нам о смерти - это было бы слишком просто, он разговаривает со смертью, выясняя, начало ли она или конец - тот самый вопрос, который гложет каждого и который и есть вера. Потому и финал фильма, как и смерть, такой неясный, неоднозначный, без точки. Финал каждый выбирает сам - будет ли он обычный - такой, как ханеке показал нам ее в начале, - с темной смертью, которой нужно бояться, с трупом, цветами и трупной вонью или же она будет воздушная, легкая и светлая - второй финал, который предлагает ханеке. И этот выбор, который должен сделать каждый человек, равнозначен выбору будет ли стакан наполовину полон или наполовину пуст. Будет ли эта история печальной притчей с грустным концом или эпосом долгой и счастливой жизни двух людей, когда-то нашедших друг друга.