Nov 01, 2010 12:15
Снимать фильмы об общеизвестном факте - палка о двух концах. С одной стороны - большинству история Цукерберга хорошо известна и это же большинство активно юзает фейсбук или/и его клон вконтакт, а значит это большинство непременно пойдет смотреть фильм. Но с другой стороны, именно потому что "всем знакома и все юзают" в историю нельзя добавить ничего нового, иначе получится "Финчер обманул", как, например, было с прошлогодним фильмом "Ласковый май", когда режиссер Владимир Виноградов немного приукрасил историю Юры Шатунова с добрым намерением сделать ее интереснее, а зритель решил, что его "обманули".
Но если про Юру Шатунова все было более или менее известно, потому зритель и позволял себе вопеть "Виноградов обманул", то тут все сложнее. Ну кто знает, как создавался фейсбук на самом деле? Нет, конечно, фабула настоящая: чересчур умный студент Гарварда Марк Цукерберг напрограммировал социальную сеть для студентов родного университета, потом постепенно сеть стала расползаться на другие вузы, а потом вышла за пределы страны, и в итоге сейчас весь мир активно сидит на фейсбуке. Однако правдоподобность сопровождающих и, в принципе, ключевых фишечек и конфликтов для неинформированного обывателя остается загадкой, а потому от фильма остается легкий вопросительный осадочек: "Не наебали ли?".
В любом фильме, о ком бы он ни был - о Юре Шатунове, о повелителе тьмы, о властелине колец или о Марке Цукерберге, должен быть конфликт. В "Социальной сети" есть намек на конфликт "как лучший друг может стать худшим врагом", но намек такой вялый, что теряется в остальных пустяках вроде шлепанцев "Адидас", в которых неизменно и зимой и летом ходит Цукерберг. Даже странно, что Финчер выбрал такой простеший прием показать непритязательность молодого умного организма. Хотя нельзя не отметить два положительных эффекта фильма. Первый - из Цукерберга не сделали гениального лапочку-солнышко, что убило бы фильм напрочь. Он обычный пацан: где-то оплошался, где-то сделал лучше всех, где-то разочаровал, где-то понравился, где-то разозлил, где-то смолчал, когда должен был говорить. И второй эффект - любовная линия, которой не испортили фильм, но которая проходит через сюжет легко, ненавязчиво и неожиданно. Просто, когда фильм начинается с того, как девушка в какой-то задрыпанной пивной посылает Цукерберга в жопу, зритель, которому без всяких спойлеров известно, каким богатым и модным станет Цукерберг, потирая руки, думает: "Ну, милочка, еще прибежишь к нему", и вот тут Финчер всех здорово обманул.
Главная особенность фильма в том, что его конец известен. Понимая это, неожиданности и феерии ждешь исключительно от самого действия. Однако, неожиданности и феерии не случается. С точки зрения динамики с фильмом все хорошо, как бывает во всех success story, где все идет по нарастающей, к тому же Финчер смог совместить эту нарастающую с нелинейным сюжетом. Однако эмоционального напряжения все равно нет, потому что финал известен. И, что в минус, в фильме не объясняют главное, что волнует то самое пытливое большинство: как фейсбук зарабатывает деньги при абсолютном отсутствии рекламы и каким образом с подобного проекта можно иметь вообще какую бы то ни было прибыль, тем более исчисляемую миллиардами.
Несомненно, "Социальная сеть" станет своего рода маленькой зарубкой на современном кинематографе, потому что социальные сети растут и ширятся, а это первый фильм "о них" и все последующие, если и будут, то будут непременно сравниваться с финчеровским творением. Однако все, кто по непонятным причинам со слюной у рта нахваливают фильм (таких почему-то большинство) путают нормальность с гениальностью. А фильм именно что нормальный, без всяких "сверх" и "гипер".
Кино