ТАКФИР И ЕГО ПРАВИЛА - ШЕЙХ САЛИХ АЛЬ-ФАУЗАН. АКТУАЛЬНО!

Jul 08, 2014 03:23




Однажды группа сподвижников отправилась в поход, среди них был Усама бин Зейд, да будет Аллах доволен им и его отцом - любимец посланника Аллаха и сын его любимца. Произошла битва между ними и многобожниками, и один из многобожников обратился в бегство, тогда Усама с одним из ансаров догнали его, чтобы убить. Когда же они его настигли, он сказал: "Ля иляха илля Ллах (Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха)". Когда он сказал: «Ля иляха илля Ллах», - ансар удержался, однако Усама подумал, что этот человек сказал это только для того, чтобы защитить себя от смерти, и убил его, думая, что он сказал это лишь для того, чтобы защитить себя от меча, а не правдиво.
Когда же они прибыли к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он сказал Усаме: "Ты убил его после того, как он сказал: «Ля иляха илля Ллах»? Что ты будешь делать с «Ля иляха илля Ллах», когда оно (это свидетельство) придет в Судны день?" Затем повторил: "Ты убил его после того, как он сказал: «Ля иляха илля Ллах?»" Затем сказал в третий раз: "Ты убил его после того, как он сказал: «Ля иляха илля Ллах?". Тогда сказал Усама: "О посланник Аллаха, но ведь он сказал это для того, чтобы спастись от меча". - На что пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: "Разве ты раскрыл его сердце, чтобы знать, что он сказал это (только) чтобы спастись (от меча)? Что же ты будешь делать с «ля иляха илля Ллах, когда оно придет в Судный день?". Тогда сказал Усама: "Я тогда пожелал, чтобы я не принимал Ислам до этого..." (Бухари 6872)
- От того, насколько строгим, как он увидел, было порицание посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И это указывает на необходимость удостоверения в делах, и необходимость оставления поспешности в постановлениях (хукм) в отношении людей.
Необходимо, чтобы постановление (хукм) было основано на знаниях, и необходимо удостоверяться о положении личности. Является обязательным воздержание (оствление постановлений) в отношении того, кто проявил внешне Ислам, и произнес два свидетельства, как на это указывает эта великая история. И это до тех пор, пока он не совершит то, что делает его Ислам недействительным, как, например: будет придавать Аллаху сотоварища, или будет взывать с мольбой к кому-либо помимо Аллаха, или совершит другое действие из действий, делающих Ислам недействительным (Навакыдуль-Ислям), которые известны среди обладателей знания - в этом случае выносится постановление о его вероотступничестве (Ридда).
А до тех пор, пока не проявляется от него что-то, что противоречит Исламу, надлежит предполагать о нем лучшее, и выносить постановление о его Исламе. И даже если он совершит некоторые проступки, которые не достигают уровня многобожия (ширк) и неверия (куфр), как если он согрешит или ослушается Аллаха, то не выносится постановление о его неверии (куфре) до тех пор, (1) пока не совершит он действие из действий, нарушающих Ислам (навакыдуль-Ислям), которые известны среди обладателей знания, (2) и если при этом не будет у него оправдания (узра), ведь он может быть невеждой (джахиль), или может быть недавно принявшим Ислам, и не знать, что это дело является неверием (куфром).
И когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправился в поход на Хунейн, вышли вместе с ним люди из числа жителей Мекки, которые были новыми в Исламе, то есть недавно приняли Ислам. Среди них был и Абу Уакыд Аль-Лейси. Они увидели, что у многобожников было дерево сидра, у которого они выстаивали, развешивая на нём своё оружие, и которое называли "Зату Анват" ("имеющий подвески"). Пытались получить благодать (барака) от этого дерева, выстаивали у него, с убеждением, что в нем есть особая благодать. Вешали на него свое оружие, желая таким образом получить благодать от дерева. И тогда сказали те новые мусульмане: "О посланник Аллаха, сделай и нам "Зату Анват", такой же, как и у них". И посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не вынес постановление об их неверии - по причине их невежества. Однако посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Это всё обычаи прошлого! Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Исраилевы: "Сделай и нам божество (объект поклонения) - такое же, как и у них". Он сказал: "Истинно, вы - народ невежественный!" (Преграды, 138) (Ахмад 21897).
То есть посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выразил им порицание и разъяснил, что эти их слова подобны словам сынов Исраила, сказанным Мусе. И так как они все еще не знали правового положения этого дела (не знали, что это ширк), посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, объяснил им, что это относится к многобожию. Однако, учитывая то, что они были невеждами (джахиль), он оправдал их по невежеству (узр биль-джахль), и не вынес постановление об их неверии (куфр). И каждый, кто недавно в Исламе, и не подвернулся ему случай обучиться положениям (ахкам) Ислама, и совершил он что-либо, даже если внешне это является многобожием (ширк) или неверием (куфр), то нужно разъяснить ему, объяснить Ислам, разъяснить ему то, что делает Ислам недействительным. И если он после этого все равно будет упорствовать и не оставит это дело, то тогда выносится постановление о его неверии (куфр).
В этих делах необходимо удостоверяться. Ведь может быть, что тот, кто выносит постановление о неверии, сам является невеждой (джахилем), и обвиняет людей в неверии (куфре), исходя из своего невежества. И так же обвиняемый в неверии может быть невеждой, который не заслуживает постановления (о неверии) до тех пор, пока не разъяснят ему. В этих вопросах необходимо удостоверяться, необходимо анализировать их и обращаться к обладателям знания, спрашивать обладателей знания по этому поводу, спрашивать об этой личности - какое постановление выносится в отношении него.
И не является правом каждого из начинающих требующих знание и чтецов обвинять кого-либо в неверии и выводить людей из религии, в то время, как они не знают действия, нарушающие Ислам. Это дело очень опасное!
И является обязанностью каждого, кто попал в что-то из этого, покаяться и удерживать свой язык от обвинения в неверии (такфир), обучиться прежде, чем говорить, спрашивать обладателей знания, размышлять о ситуации, и обращать внимание на положение личности: есть ли у такого-то оправдания, или нет? То есть, это дело нуждается в подробном разбирательстве (тафсыль), и так же нуждается в понимании (фикх) религии. Ведь даже убийство человека, учитывая то, что убийство не по праву - великое преступление, меньше грехом, чем (несправедливое) постановление о его неверии. А ведь по поводу намеренного убийства верующего есть серьезная угроза: "Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения". (Женщины, 92).
Такова неприкосновенность крови (жизни), а неприкосновенность религии - еще более велика! И то, что ты выводишь человека из религии, из Ислама - это хуже перед Аллахом, чем его убийство! Если ты возьмешь и отберешь все имущество человека - это запретно (харам), как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): "Поистине ваша кровь (ваши жизни), имущество ваше, честь ваша запретны для вас". (Аль-Бухари 105). И даже если ты несправедливо отберешь все имущество человека, то это меньше грехом чем если ты вынесешь постановление о его неверии и вероотступничестве (ридда), в то время, как он этого не заслуживает!
Так знай же, если ты вынес постановление о вероотступничестве или неверии определенной личности, или сказал: «О неверный (кафир)!» «О враг Аллаха!» «О лицемер!» - В то время, как он не заслуживает этого, то поистине твои слова возвращаются к тебе же самому, как пришло в хадисе: "Кто скажет своему брату: «О неверный», - или: «О лицемер», - или: «О скверный», - или: «О враг Аллаха», - и он не является таковым, то это вернется к нему же!" (Муслим 112)
То есть грех этого отвратительного слова возвращается к тому, кто сказал его, а не к тому, кому было это сказано, если он не заслуживает этого. И этим ты совершаешь преступление против самого себя (если обвиняешь кого-то в неверии не по праву)! Так бойся же Аллаха, о мусульманин, и храни свой язык, и не обвиняй в неверии того, кто этого не заслуживает, и не торопись в делах, возвращайся к обладателям знания и проницательности (басыра) прежде чем обвинять в неверии того, кто внешне проявляет Ислам.

Из лекции в городе «Аль-Джубейль» от 14.03.1424 г.х.
См. «Маджму’ расаиль да’уия уаль-манхаджия» / «Ат-Такфир уа дауабитух», с. 47-50. 1-е Изд. 1431 г.х. (2010 г.).

Такфир, Правила вынесения такфира, Шейх Салих аль-Фаузан, правила такфира

Previous post Next post
Up