В пользу возможного втягивания России в иракский конфликт говорят и растущие глобальные амбиции Кремля, почувствовавшего свою силу и влияние
Ситуация в Ираке стремительно захватываемом суннитской группировкой "Исламское государство
Ирака и Леванта" (ИГИЛ) обострилась до предела. Последней каплей, переполнившей чашу терпенья иракских властей стало убийство генерала иракской армии Негма Абдулла Али. Как сообщает информационный портал Al Arabiya, генерал Абдулла Али был убит в ходе обстрела на западе от Багдада. Он умер в районе Абу-Грейб, в окрестностях которого силы безопасности Ирака уже много месяцев ведут ожесточенные бои с боевиками ИГИЛ, захватившими контроль над городом Эль-Фаллуджа.
Уничтожение генерала Абдуллы Али стало очередным инцидентом, в чреде убийств иракских военных и гражданских функционеров. При этом, Абдулла Али является самым высокопоставленным военным, убитым после начала активных военных действий 9 июня.
Напомним, что ИГИЛ, ведущая боевые действия в Ираке и Сирии, 29 июня объявила о создании на контролируемой ею территории "Исламского халифата". Сегодня совершенно очевидно, что продолжение наступления боевиков, захват ими нескольких провинций и объявленный поход на Багдад начинают представлять угрозу для существования иракского государства.
Объявленная правительством страны мобилизация не принесла ни какого результата. Обращение иракского руководства за военной помощью к США, а по сути, просьба о введении в страну американских войск, так же было фактически проигнорировано.
На этом фоне все чаще звучат предположения о том, что в связи с отсутствием поддержки со стороны США, иракское руководство предпримет попытку обратиться за помощью к Тегерану и Москве. По данным The Sunday Times The Sunday Times премьер-министр Ирака Нури аль-Малики выступает с угрозами разорвать соглашение об обороне с Соединенными Штатами и вместо этого установить более тесные связи с Ираном и Россией. Насколько подобный оборот возможет на практике, сказать достаточно сложно. Дело в том, что Вашингтон давно настаивает на уходе Малики с должности премьера, а следовательно особых поводов любить США у последнего просто нет. Не исключено, что идеи с обращением к Ирану и России обусловлены лишь желанием сделать что-либо в пику американцам.
С другой стороны, взаимоотношения между Багдадом, Тегераном и Москвой в военной области действительно имеют место. Так, Ирак уже закупил у России партию штурмовиков Су-25 после отказа США поставлять Багдаду военное снаряжение, а так же истребители F-16. Иран так же уже направил в Ирак беспилотники, советников, пилотов и инструкторов.
На этом фоне самым интересным моментом является хотя бы гипотетическая возможность более тесного военного сотрудничества, предполагающего участие в боевых действиях в Ираке не только техники союзников, но и непосредственно их военнослужащих.
В этом случае, весьма вероятно, что рано или поздно, в стране окажутся российские инструкторы, операторы сложной техники, а в последствии возможно и боевые летчики и даже спецподразделения. Со стороны Ирана возможна и более существенная поддержка, если странам удастся забыть о годах былой вражды.
В пользу возможного втягивания России в иракский конфликт говорят и растущие глобальные амбиции Москвы, почувствовавшей силу и влияние. Ослабление геополитической роли США может оказаться хорошим поводом для перехвата инициативы. В Кремле прекрасно понимают, что прежняя модель мироустройства трещит по швам, и наверняка ищут возможности занять лучшие места в новой, что идет ей на смену.