День открытых зверей

Jan 08, 2013 15:47

Вот за что я благодарен столичным властям, так это за последовательное и кропотливое развитие культурной составляющей жизни Москвы. Как говорят сами чиновники - «развитие культурного пространства столицы». Разработана целая госпрограмма. Последовательная и, на первый взгляд, даже разумная. Там и охрана памятников культурного наследия, и работа с кадрами, и всяческая популяризация музеев, театров, библиотек.

Все ради того, чтобы к 2016-му году в московские музеи ежегодно ходили 5-6 миллионов человек (против нынешних 4-5 миллионов), в театры - 5 миллионов (вместо 4 миллионов), ну и так далее. Судя по цифрам, опубликованным на сайте столичного правительства, в 2013 году на все это дело выделяется почти 37 миллиардов рублей. Цифра немалая. И ее, как я понимаю, уже вовсю «осваивают». В дни новогодних каникул - со 2 по 8 января - многие музеи и усадьбы Москвы открыли свои двери перед посетителями совершенно бесплатно. Для нас - бесплатно. А вот для казны это весьма затратная история. Только, может, все это зря?..

4 января довелось мне попасть в столичный Манеж. Вместе со мной туда же ринулась толпа оголтелых граждан, которые в основной своей массе решили погреться после прогулки по Красной площади. А заодно - посмотреть на прекрасное и вечное. К гадалке не ходи: большая часть граждан отправилась на выставку с манящим названием «Советский дизайн». Выпустив на волю детей и собственное любопытство, посетители с ошалелыми глазами принялись ощупывать экспонаты. Таблички «Руками не трогать» для них ничего не значили, они их просто игнорировали.

Одна барышня, не отягощенная интеллектом, плюхнулась на старенький диван, символизирующий мебельную промышленность СССР. Ради хорошего кадра, надо полагать. Вторая уселась на капот раритетного праворульного «Москвича» родом из середины прошлого века. Третий персонаж, юный и ускользнувший из поля зрения родителей, принялся крутить ручки у доисторического радиоприемника...

К сожалению, почти никто из этих людей так и не обратил внимания, что всего в паре метров от этой экспозиции выставлены офорты Пикассо, Шагала и Дега. Вернее, не к сожалению, а к счастью. Потому как те немногие, что сюда заглянули, буквально промчались по павильону и ни к чему не притронулись. Ни физически, ни психологически. Некоторые, и в этом я точно уверен, даже не поняли, КТО и ЧТО перед ними.

- О, круто карандашом нарисовано! - заявил парниша своей барышне при выходе с выставки, тыча в раритетную книжную страницу первого тома «Мертвых душ», напечатанную по эскизам Марка Шагала…

Мне вообще, признаюсь честно, везет на «дни открытых дверей». В барселонском Caixa Forum я оказался в тот самый момент, когда по всему миру гремела «Ночь музеев». Тогда там проходила безумная по своим масштабам выставка работ Эжена Делакруа (часть полотен прибыла в Барселону из Лувра) и Франсиска Гойи. В парижский Музей современного искусства Жоржа Пампиду я тоже попал в день, когда любой желающий мог зайти туда совершенно бесплатно.

И это был самый настоящий праздник. Сотни людей дрожали от восторга, увидев знаменитые полотна. Многие сидели группами на полу - любимая у европейских студентов забава - и пересказывали друг другу истории создания той или иной картины. Да, все это было живо, весело, но при этом - с определенной долей уважения к мастерам и работникам музея. Впрочем, надо отдать должное и музейщикам: уставшие посетители могли присесть на специальные диванчики, отдохнуть. Повсюду были расставлены компьютеры, которые позволяли (и позволяют) узнать подробности создания всех картин. Для детей тут тоже раздолье - в специальных комнатах они могли рисовать, копируя работы знаменитых художников, а затем выставлять уже свои произведения на всеобщее обозрение. В общем, разительное отличие; наши музеи, распахнувшие ворота для страждущих, и западные; небо и земля…

Нет, я ни в коем случае не ханжа. И уверен, что музеи на то и музеи, чтобы все люди могли, как это принято говорить, «приобщиться к искусству». Но, к сожалению, далеко не все из нас к этому готовы. Совершенно. Ну, или форма подачи материала не та. Не доросли еще. Может, нам, как детям, все еще стоит рисовать копии знаменитых работ, сидя в отдельных комнатках? Ну, или просто снова платить за вход.

Знаете, многие глянцевые журналы ни копейки не зарабатывают на продаже своих многостраничных, красивых, хоть и дурно пахнущих изданий. Они делают деньги на рекламе. Журнальные деятели могли бы хоть бесплатно раздавать свою продукцию, но - цена формирует аудиторию, которая нужна и изданию, и рекламодателю. Она всячески отсекает маргинальную публику. Отчасти это справедливо и для музеев, наших музеев… Хотя ведь и это не идеальный выход из положения. Заплативший собственным рублем порой еще более надменно себя ведет, считая, что теперь «все мое». Да, мы, верно, просто до сих пор не готовы…

ОРИГИНАЛ:




День открытых зверей

8 Января 2013 14:05
Наш колумнист рассуждает о поведении людей в музеях. Не зоопарк, конечно, но похоже

Подробнее »

мнение, работа, КП, колонка

Previous post Next post
Up