Назначение выборов - формальность или нечто большее: экспертный комментарий Любарева

Aug 15, 2011 16:04

С сегодняшнего дня начинается период, когда Президент может назначить выборы в Государственную Думу. Вот как комментирует этот аспект наш эксперт Аркадий Любарев:
По закону решение о назначении выборов в Государственную Думу должно быть принято Президентом РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. День голосования также жестко определен законом: в нынешнем году это 4 декабря. Получается, что выборы должны быть назначены не ранее 15 августа и не позднее 4 сентября.
Официальное опубликование решения о назначении выборов осуществляется в соответствии с законом не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Казалось бы, назначение выборов - чистая формальность. День голосования известен заранее. Остается только подписать соответствующий указ. Однако не все так просто.
От даты официального опубликования решения о назначении выборов в законе отсчитываются некоторые сроки. Например, срок начала и окончания выдвижения партийных списков, а также срок подачи этих списков в ЦИК для заверения. А выдвижение списка - это проведение партийного съезда, и такие мероприятия, естественно, планируются заранее. Закон предусматривает для выдвижения списков всего 21-дневный период; на самом деле получается меньше, учитывая, что надо еще подготовить документы для сдачи в ЦИК. При этом большинство партий по понятным причинам старается проводить съезды в выходные. Поэтому неопределенность в дате назначения выборов и дате официального опубликования этого решения осложняет партиям планирование избирательной кампании.
Стоит отметить, что выборы в Государственную Думу - единственные выборы в России, для назначения которых установлен 21-дневный период. Для назначения всех остальных выборов период 11-дневный. Почему именно так - непонятно. Все остальные выборы назначают представительные органы власти (что само по себе не слишком разумно), которые должны для этого провести заседание, а для заседаний они обычно используют определенный день недели. Так что здесь установить некоторый интервал необходимо (хотя 11 дней все равно много). А Президент может подписать указ (заранее заготовленный) где угодно: хоть в Кремле, хоть в Бочаровом ручье, хоть в Австралии.
Также вызывает вопрос 5-дневный срок для официальной публикации президентского указа. Понятно, что где-то на муниципальных выборах решение о назначении выборов публикуется в газетах, которые редко выходят. Там 5-дневный срок необходим. Но «Российская газета» выходит 5 раз в неделю, а указ Президента содержит около 600 печатных знаков. И доехать из Кремля до редакции можно за несколько минут. Поэтому нет никаких препятствий для опубликования решения на второй день после его подписания.
В связи с этим вспоминается прошлая избирательная кампания (2007 года). Тогда Президент РФ В.В. Путин подписал указ о назначении выборов в Государственную Думу 2 сентября - в последний разрешенный законом день. А опубликован этот указ был только 5 сентября. При этом «Российская газета» 3 сентября опубликовала сообщение вчетверо большего объема о том, что указ подписан, и обещала опубликовать указ на следующий день.
Смысл всех этих оттяжек был вполне ясен. Еще в середине августа 2007 года в прессе сообщалось со слов представителей партии «Единая Россия», что съезд этой партии по выдвижению федерального списка кандидатов пройдет 1-2 октября. Понятно, что планировать проведение выдвижения кандидатов на эти дни можно было только твердо зная, что указ о назначении выборов будет опубликован не ранее 3 сентября. Но если бы публикация состоялась 3 сентября, крайний срок сдачи документов в ЦИК попал бы на 3 октября, и у партии было бы крайне мало времени на подготовку документов.
Таким образом, очевидно, что действия Президента РФ (и его администрации) и руководства «Единой России» были взаимосогласованными. Вот пример проявления административного ресурса - не самый вопиющий, но очень яркий и наглядный.
В заключение отмечу, что в подготовленном нами проекте Избирательного кодекса РФ для назначения региональных и муниципальных выборов установлен 5-дневный период - с понедельника до пятницы, для назначения федеральных выборов - 8-дневный период. Все такие решения принимаются не коллегиальными органами, а должностными лицами (за исключением назначения президентских выборов, которое Конституция возложила на Совет Федерации). Решение о назначении выборов должно публиковаться не позднее чем через три дня со дня его принятия (для муниципальных выборов в исключительных случаях - не позднее чем через семь дней). И эти предложения были одобрены даже нашими оппонентами из Российского общественного института избирательного права.

Выборы Депутатов Госдумы, А. Любарев, Закон, Избирательный кодекс РФ

Previous post Next post
Up