Оригинал взят у
elena_sem в
"Гибель народу, гибель и вере, но Бог спасёт" (с) Достоевский "Гибель народу, гибель и вере, но Бог спасёт" (Век ХIХ - золотой и разрушительный)ХIХ век некогда христианский мир завершал великим Судом - судом безбожного человечества над Христом. Епископ Смоленский Иоанн на утрени Великой пятницы, при чтении Двенадцати Евангелий говорил: "Вы слышите, братья мои, Евангельские сказания о страданиях Спасителя. Теперь хочу спросить вас: не были ли вы сами при его страданиях? Не были ли при Его осуждении, поругании и распятии? Вы, конечно, скажете, что, слушая с глубоким вниманием и чувством описание Христовых страданий, мы, наконец, можем так живо представить их себе, как будто сами их видели, - и конечно при событии в зрелище, совершившимся почти две тысячи лет до нас и можно присутствовать только мыслью, воображением, чувством! О таком ли присутствии вопрос? Нет, братия, я ставлю вопрос прямо, и не только повторяю его определительно, но ещё хочу усилить его другим вопросом: не участвовали ли вы в осуждении Спасителя? Да, скажите вы, все мы своими грехами внесли горькие доли в чашу скорбей Христовых, все мы повинны в Его смерти".
...
В черновиках к «Братьям Карамазовым» старец Зосима проповедует: «Что теперь для народа священник? Святое лицо, когда он во храме или у тайн. А дома у себя - он для народа стяжатель. Так нельзя жить. И веры не убережёшь, пожалуй. Устанет народ веровать, воистину так. Что за слова Христовы без примера? А ты и слова-то Христовы ему за деньги продаёшь. Гибель народу, гибель и вере, но Бог спасёт. Кричишь, что мало содержания: а ты поди хуже, поди пеш и бос, и увидишь, как увеличится и любовь к тебе, и содержание твоё. Правду ли говорят маловерные, что не от попов спасение, что вне храма спасение? Может, и правда. Страшно сие».
Схожие мысли неоднократно высказывает Ф.М. Достоевский в своём «Дневнике» и черновых записях:
«Никогда народ не был более склонен (и беззащитен) к иным веяниям и влияниям. (…) Надо беречься, надо беречь народ. Церковь в параличе с Петра Великого…»
«Ну кто всего ближе стоит к народу? Духовенство? Но духовенство наше не отвечает на вопросы народа давно уже. Кроме иных, ещё горящих огнём ревности о Христе священников, часто незаметных, никому не известных, именно потому что ничего не ищут для себя, а живут лишь для паствы, - кроме этих и, увы, весьма, кажется, немногих, остальные, если уж очень потребуются от них ответы, - ответят на вопросы, пожалуй, ещё и доносом на них. Другие до того отдаляют от себя паству несоразмерными ни с чем поборами, что к ним не придёт никто спрашивать».
«Народ у нас один, то есть в уединении, весь только на свои силы оставлен, духовно его никто не поддерживает».