Несмотря на мою лень, скромность и скепсис, я все же попробую рассказать о теме, волнующей меня с самых разных сторон. Когда-то я услышал эту байку от своего деда, Ивана Андреевича. Значительно позже я узнал ее реальную подоплеку. Еще спустя 15 с лишним лет я таки собрался и увидел все своими глазами. Об этом и будет мой пост. Немного теории, а также в чем была интрига ждать. Странный изгиб железной дороги, называемый Царским Пальцем, появился в конце XIX века. В начале XXI века изгиб спрямился. Легенда и ее историческая кончина даже упоминались в новостях. Видел это место я десятки раз, когда ездил из Москвы в Санкт-Петербург в командировки или просто так. Однако попасть туда иначе как собрав мини-экспедицию, вариантов нет. Выйдя из дома и сев в Сапсан, из Питера это можно увидеть уже через час с небольшим, а из Москвы через два с половиной. Однако чтобы побывать там, меньше суток истратить не получится. Я не первый человек, в медиасфере, побывавший на ЦП и пишущий об этом (случилось это уже трижды, поэтому фото будут из разных походов). Но тем более не одного меня страшно беспокоит судьба объекта со столь причудливой историей. Хотелось бы не только рассказать о том где и зачем я оказался, но и привлечь внимание к редчайшему сочетанию качеств этого объекта в самом сердце России. Уникальная природа, уникальная история, уникальная судьба и уникальная функция.
Итак, начнем. Поскольку на машине в это место попасть из Москвы быстрее чем часов за 7 по состоянию на 2017 год было никак невозможно, был выбран составлен маршрут, начинавшийся с ночного поезда. Он должен был остановиться на станции Окуловка не позже чем в 5:15 утра.
Подъезжаем к Окуловке на скором поезде, версия 2019, за болотами в 200 метрах новая трасса М11. На карте железная дорога выглядит как касательная к красивой кривой
Окуловка славна тем, что между ней и Малой Вишерой ходят ровно две электрички в день, и они единственные могут остановиться в месте примыкания ЦП. Первая электричка стартует около 5:30 утра. Последняя - более чем через 10 часов. И вот я в этом городке.
Немного Цоюшке памятников в России, один из них в Окуловке (кто бы вот объяснил, почему именно там и почему на мотике)
Поздневесенний рассвет был похож оба раза, но движение облачности было в разные стороны. 2019 год (на фото) предвещал солнце, а вот 2017 наоборот.
Электрички возят в эти забытые богом места 3.5 анонимусов, из которых 2.5, как мне показалось, это железнодорожные работники. Минимальная составность потомков ЭР2 - четыре вагона, но даже их роскошно много :) Билеты продаются кондуктором, просто приходите и садитесь в поезд.
Вид изнутри.
Проезжаем утренние красоты, ветер еще не проснулся и водная гладь едва рябит.
Ехать надо до остановки 204 километр. Плохо знающим теорию быть начеку уже после 211, ведь несколько километров ушли под кат :) Выбор этой остановки обоснован не только близостью к Москве (на самом деле экономия езды минут 15 не больше), но и тем что двигаться в сторону Питера поможет гравитация - уклон в ту сторону И вот мы у цели! Справа наш лакомый abandon!
Встреча с легендой. Немного волнительно. Сбылась мечта идиота.
Подождав каких-то минут 10 можно отспотить раннюю пташку Сапсана, летящего в Москву. Вдалеке видно как по уровню сходятся прямая и обход, который слева
Нам - направо. 156й, снизьте скорость до 120!
Итак, начинаем движение. Фотографий у меня раз в 5 больше, чем я опубликовал, на самом деле здесь очень интересно.
От инфраструктуры осталась лишь балластная призма. Столбы несут запитку для оставшихся населенных пунктов. Но неясно, старые они или новые.
Сначала идется бодренько. Ой не километровый ли столб там слева? Если да, то именно его и съел кат. Я только сейчас обратил внимание и считаю что у следующего, кто там окажется просто нет альтернатив, кроме как взять его себе (tema, будь мужиком!)
Местное население понемногу подтыривает себе песок да щебень. Хорошо что места дикие и спрос низкий.
Впрочем видно что РЖД сама довольно неплохо зачистила верхнее строение пути.
Легкость дороги обманывала нас еще километр назад. А чему удивляться, этим кустам никто не мешает расти более 10 лет
Да, здесь ездила Красная Стрела, Аврора и ЭР200. Правда такое впечатление, что по грибы и на mud-овых бандажах.
Пассажир, уклоняясь от веток, смотри также и под ноги!
Детская страсть к спуску луж не удовлетворена и к 39 годам. Ботинки ecco как никакие другие созданы для этого (на тот момент я по-моему их все еще разнашивал, самый неудачный опыт с этой реально хорошей фирмой)
Раскинулось море широко. Невозможно понять, как тут могли раньше ездить поезда, ведь теперь выходит что здесь воде некуда уйти!
Местами обходить приходилось по боковой бровке. В 2017 году пасмурная погода сыграла в плюс - не было росы. И трава была молодой порослью из-за оочень поздней весны.
Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот.
В 2019 году было все наоборот, спасаться от подтоплений в росистой траве было бесполезно, поэтому прозрачная лужа пусть в 10 см глубиной лучше чем высокая трава с ямами и рытвинами. Кстати все эти лужи хоть и неторопливо, но подвижны и не исключено что они текут там круглый год, фактически являясь ручьями.
Обходить по глубине растущиие там же деревья все-таки неудобно, выбрались на кромку.
Впереди Оксочи, первая станция на ЦП. Но еще важнее собачки. Которые конечно лучше чем волки или медведи (до сих пор не знаю, что в тех краях водится в лесу), но заранее не скажешь, какое у них настроение и аппетит.
Не так часто наверно они видят чувака идущего с той стороны, откуда я появился.
Я как более высшее существо, превентивно нашел собакам немного подножной демократии. Однако, не пригодилось.
Цивилизация открылась мне ближе к 7 утра
Портал в прошлое. Но если заходить неаккуратно, можно упасть в вечность. Самые внимательные найдут под крышей надпись "Оксочи". Без воображения конечно, не обойтись.
Телпая ламповая постройка конца XIX века. Справа вдохнули вторую жизнь пластиковыми окнами. В середине следы от рам на цементе (опять только сейчас заметил)
В первый раз я зачем-то дико спешил и даже не пытался сойти с трассы ЦП. Наверно вжился в роль молодого вагона, впоследствии видавшего виды. Думал наивнейше до Малой Вишеры дойти к часам 18 :) В следующий цели несколько расширились и я, конечно же заглядывал в "проезжаемые" деревни
Местные агнцы под предводительством козлища.
В прошлое меня переносит не то шрифт "строительных работ недорого", не то 902й префикс мобил - когда-то он был в Московском МТСе. Шрифтом цифр номера строительных работ я в 8 лет по собственной инифиативе оформил наши с соседским дверные звонки. Только был не курсив и потоньше.
Покидаем Оксочи, по столбам и кронштейнам считываем бывшее путевое развитие. Да, ясно что запитывающая линия новая - старая не могла стоять так нелепо в габарите станции.
Первый из тех двух человек, повидавшихся мне на всем маршруте ЦП в 2017 году. Как ни странно, он не смог мне ответить на вопрос о моих перспективах дойти дальше. Впереди конец кривой в плане и прямой участок.
Вышли на прямую, значит скоро...
...да вот он уже, Веребьинский овраг, один из главных героев истории. Обратите внимание на примыкание ССВ справа. По этой дороге можно добраться до ближайшего шоссе, которое в конечном счете приведет либо в Окуловку (в основном гравийка), либо в Малую Вишеру (асфальт). А там уже понятно, как ехать в столицы. До Питера отсюда часа 3-4, до Москвы все 6-8.
Enemy mine/Враг мой. Помните эти леденящие душу повторяющиеся сцены с местной фауной? Ну хорошо, есть картина полайтовее, называется "Путешествие муравья", но с похожей сценой.
Овраг, речка, насыпь. Сверху масштаб не так очевиден. В какой-то момент казалось, что река вообще течет не по самому низкому месту, что слева за кустом должно быть глубже.
В первый раз, да и во второй мне в голову не пришло спускаться вниз. Волки да вороны обглодают мои поломанные кости на уклоне 30 градусов высотой 50 метров. Но позже будет понятно, что надо было просто приглядеться. Кстати, это фото первого раза, и водоводе видна легкая изгородь.
Во второй раз справа от речки внизу были замечены какие-то велотуристы, поэтому все же я решил подобраться к оврагу по его естественному профилю, для чего прошел подальше по трассе и начал спускаться к речке
И вот она, коричневая как торф, река. Когда едешь по М11, она называется Верёбушкой, хотя вроде всегда на картах называли ее как и деревню - Верёбье. Аналитически вода в ней наверно достаточной чистоты для человека, пившего в бухте Петрокрепость из Ладожкого Озера. Но визуально я скорее попью из Борисовских прудов и я устоял от соблазна..
То что казалось сверху небольшим, на деле имеет весьма солидный не только размер, но и вид.
Здесь тоже не видно, но там точно метров восемь вниз и страшновато.
Ля-до-ми-ля-си-соль-ми...
Ну да, ее сверху из-за удачно выросшего куста и не заприметишь. Хотя сооружение, как видно, тех же времен что и насыпь
Шикарно, не так ли? Сбоку торчат штыри, на которые опиралась галерея на ту сторону насыпи. По описаниям прошлых экспедиций, еще 20 лет назад по ней можно было ходить, пусть и с осторожностью. Изгороди наверху уже не осталось.
Геометрически длина трубы тут метров 80, на глаз судить не могу. На угловую верхнюю выступающуюю плиту можно скорее прилечь, нежели присесть
Старое фото этого места в первозданном виде. Источник - по ссылке на картинке.
Современное фото на север
На юг
Вот, новый поворот, обратно к основной трассе, пройдено порядка 60% маршрута Царского Пальца.
Говорят, что обширная реконструкция конца 90х коснулась и ЦП, мол знали бы что будут спрямлять, сэкономили. По-моему и правда довольно свежие бетонные сооружения на пересечении какого-то очередного ручья.
И вот приближаемся к тезке обхода, станции Верёбье. Готовьтесь смахнуть слезу, да вспомнить зеленое небо, голубое солнце и Царя-Батюшку.
На окраине деревни у кого-то красиво расположенный участок. А может, конечно, и хлопот больше только от этой водички...
Я сначал решил что это драка в воздухе, но наверно это просто процесс обучения молодняка полету.
Электрифициованная ЖД это пятикратный коэффициент к крутости. А деэлектрифицированная, да разобранная... :(
Слева - водокачка для паровозов, справа вокзал станции. Старые фото этого места можно без труда разыскать. Версия 2017 года.
В 2019 я даже не сразу понял, что этого здания... больше... нет! Потому что как и не было :(
Водокачка - 2017. Обратите внимание на заделанную арку паровозного транзита - там внутри лет 70 назад пролегали пути.
Чтоб не так грустилось, фото в хорошую погоду.
И еще фото. А то мало ли, и ее снесут.
Прошай, станция Веребье. Прощай, вокзальчик, навсегда.
Если я не вру, это местная школа.
Как говорит история, местные станции (вот ведь построили их целых 2 штуки на коротком 16-километровом участке) существовали для вывоза отсюда леса. Станций не осталось, а лес еще заготавливают и как-то наверно возят. Запах шикарнейший стоял, когда я мимо проходил. Теперь уже этих бревен тут меньше лежит.
Бедный Хоха из "Большого Фестиваля". Рот зашили очко раздолбали
Выход на финишную. Еще километра три и снова рельсы и поезда!
Здесь все заросло хотя и мелко, но уж больно густо. Начинался дождик, трава мокла. Где-то недалеко печально известное место железнодорожной катастрофы.
А вот и рельсы, вид в сторону Москвы. Налево - Царский Палец
Поскольку трасса формально заканчивается именно в этом месте, но оно совершенно глухое, надо хоть куда-то добраться, где есть цивилизация. Возвращаться назад несколько нелепо. Идти по этой стороне действующей ЖД дальше нецелесообразно, на мой взгляд. Забор достаточно легко преодолевается, сетка редкая (голову можно просунуть) и крепкая - сделано скорее от зверей, чем от людей. В одном месте он здесь даже просто отодвигается типа как ворота. Короче, надо на другую сторону. Естественно желание поселфиться в этом месте достаточно сильнО. Но опасность подстерегает здесь постоянно, так что если вы не в курсе расписания белой бесшумной смерти, лучше не рискуйте. В Москву видно довольно далеко, запаса на решение может набраться минута с лишним, а вот в другую сторону гораздо меньше, т.к. есть небольшой поворот. Как только из-за него выглянет Сапсан, не позднее чем через 20-25 секунд он будет уже здесь. Даже Ласточка или простой скорый примчатся меньше чем за минуту. Ну успеете вы убежать, а машинист отложит кирпичей, да еще экстренное торможение воткнет.
В грунте этой дорожки довольно часто встречаются ж/б шпалы, так что очевидно что это тоже часть бывшего обхода. Но остается непонятным, как он мог пересекаться с новой трассой на этапе переключения путей со старых на новые.
Это уже за поворотом в сторону Питера. В первый раз идти было очень нелегко, вовсю шел дождь и по траве идти не хотелось. Дорожка, как казалось, отдалялась от ЖД и могла привести куда угодно, плюс она граничила с лесом где неизвестно кто водится. По железке идти, как я уже говорил, очень опасно. А цена смены тактики видна по бокам - сырая крутая насыпь, по которой то ли идти до конца вверх, то ли спускаться назад, очень рискуя упасть.
Теперь конечно могу уверенно сказать - идите по дорожке, слева, на крутой части. Она не уведет вас в сторону, хотя будет так казаться. По правой части ходить не пробовал, но не думаю что там лучше, явно овраги и ямы с водой.
Вид сверху в сторону Москвы. Обратите внимание на легкий уход трассы вправо.
Достаточно забавный вид с обравыющимися рельсами. Справа уже видна гражданская цивилизация.
И вот правдами и неправдами достигнута точка платформы 190км. Здесь и мост и деревни есть и дорога автомобильная.
Момент первой встречи Сапсана в его естественной среде, не где-нибудь в городской застройке на смешной скорости, в 2017 году. Начитавшись в Википедии о всепоглощающем вихре, сопровождающем его проезд, я с платформы боязливо ретировался подальше. Вихрь в целом - вранье, ничего такого не ощущается.
Немного лирики. Если по той самой дорожке идти, не боясь срулить неизвестно куда, то в конечном счете окажешься в красивейшем и уютном поселении с интересным названием "Золотое колено", данным очевидно по крутому изгибу реки Мсты. Кстати я с огромной любовью отношусь к местным названиям. А сочетание "Мстинский Мост" напоминает то ли какую-то страшную месть, то ли масло масляное.
Не спуститься к Мсте невозможно. Без труда можно найти более-менее пологие спуски и при желании искупаться. Река неглубокая, довольно быстрая, вода прогревается неплохо, в теплую погоду искупаться стоит непременно.
Вид на саму деревню Золотое Колено. Внутри нее очень душевно и чистенько.
Попытка пробраться к реке с другой стороны, вид на какой-то маневровый тепловоз, съезжающий со Мстинского Моста в сторону Москвы, спешащий изо всех сил успеть в двухчасовое окно между регулярно снующими туда-сюда Сапсанами.
Красавец Мстинский мост. На переднем плане русловая опора старого моста. Пробраться под мост можно только через колючую проволоку, на мосту люди ВОХРа бдят, не подпускают и ругаются с небес.
Он же, вид с другой стороны. Это еще ВОХРовец меня не заметил. Удачный момент, когда Мста слегка обмелела, как я потом понял.
Сдвоенный Сапсан на мосту едет в Москву.
Золотое Колено, вид со стороны платформы 190км.
Перед закатом. Здесь тоже мелко. Чуть правее уже запретная зона
Поздняя электричка обратно в Окуловку На правом пути горит красный - это только что проехал Сапсан в другую сторону. Вообще эти места довольно удачны тем, что Сапсаны тут ходят сразу пачками, 2 + 2 в обе стороны минут за 20 максимум. Лелею мечту заснять их встречу с двух сторон. Ну хотя бы изнутри, но на какой-то из ключевых точек здесь.
Питерские и новгородские знают, а вот знают ли московские - не факт. Я тоже обалдел и не поверил. Оказывается, какие-то добрые люди содержат недалеко от Мстинского моста классный курорт. Зимой там горные лыжи, а летом просто тишина, покой и уют. Цены высоковаты, но сравнивать в таком превосходном месте просто не с кем. Будь я инвестором этого предприятия, я конечно сделал бы его прямо в Веребьинском овраге, а по трассе Пальца запустил бы детскую железную дорогу в партнерстве с РЖД. Родители отдыхают, дети обучаются, логистическая функция объединена с туристической, все это на фоне легенды вплетенной в некогда тяжелую необходимость и главное что все это не брошено бездарно. как сейчас. Рабочие места и оживление экономически депрессивного района. Нью-Васюки для транспортных фанатов :) Увы, в кадастре эти земли, если я смотрел правильно, отмечены как источник полезных ископаемых. Фото их добычи вы уже видели. Среди РЖДшных аукционов местные объекты тоже не значатся.
Вечернее фото с веранды.
В санатории я был в третий раз и приезжал на машине. Чуть позже покажу, как я совместил приятное с "полезным". А первые два раза, возвращаться надо было как-то...
И вот вечерняя электричка на Малую Вишеру, 17:29. Кстати обольщаться не стоит, в Вишере ждать Ласточки еще пару часов, в Питере окажешься только в одинадцатом часу вечера. В Окуловку электричка еще позже, а ехать в Москву еще дальше.
Если я скажу что фото из электрички, вы же все равно не поверите... это в первый раз
И не поверите что я из нее вышел на следующей остановке...
Недавно прославившийся печально (к счастью, без пострадавших людей) переход.
Да, я перешел по Мстинскому мосту, когда был там в первый раз :) Рецепт уникальный. Со стороны случая это плохая погода и мой убогий мокрый вид, а с моей стороны смесь морды кирпичом и покорности властям. Слава Богу, люди добрые есть и в ВОХРе. А также в фуре, подобравшей меня и отвезшей до Питера уже к 14:30.
Где ездили поезда, проедет и представительский седан. Сбоку противовес контактной сети, поднятый с берега Верёбушки прямо у основания трубы под насыпью. Когда он был произведен и как там оказался я не знаю, но я взял его себе на память в третий раз.
Надеюсь, вы прониклись красотой истории и хоть капельку полюбили это место благодаря моему скромному репортажу. И верю что, быть может, кто-то захочет и сможет превратить это место из прозябающей дыры в хороший и полезный всем продукт.
Для дополнительного чтения материал, написанный еще до спрямления, где еще все наизнанку - люди с большим трудом (!) ищут прямую трассу http://ellok.chat.ru/ver1.htm
Весьма качественный сюжет про какие-то прикольные покатушки на квадриках по этому маршруту
И рубежный 2001-2002 год можно посмотреть на гугловском таймлапсе. Координаты для поиска 58.653150, 32.661831
UPD какие-то великие люди выложили видео с трассы незадолго до спрямления МОЙ МОЗГ ВЗОРВАН