Три фотографии, три истории.
«Гладиатор мафии»
Наткнулся при разборе очередного абверовского трофейного дела на никому не известную (не публиковавшуюся) и по своему замечательную фотографию.
Снимок сделан 24 июля 1930 года в городском суде города Марсель. Слева, известный в 20-е годы французский боксёр Франческо Буонагурио (Francesco Buonagurio. 7 октября 1907 - 1943 или 1945), по прозвищу Малыш Френсис (Kid Francis). Справа его адвокат, мэтр Арман.
Они ожидают решения аппеляционной палаты по делу о проведении боя, состоявшегося 1 января 1930 года.
Дело в том, что Малыш Френсис (именно поэтому и получил такую кличку) приходился кузеном не кому-то, а самому Франческо Спирито - одному из глав клана Карбоне-Спирито, "державшему" предвоенный Марсель в своих крепких руках, и ставшему прообразом героя Ж-П Бельмондо в отличном фильме "Барселино".
Зарабатывать на боксерских боях, было одной из статей дохода марсельской мафии, так как бокс в предвоенной Франции соперничал по популярности с велогонками и обгонял футбол. Последний на тот момент бой с участием Малыша Френсиса против американца Джорджа Мака (Georgie Mack) собрал 12.000 зрителей и закончился победой Малыша во втором раунде. Но дело в том, что через пару дней после боя выяснилось, что "американец" поддельный. Настоящий Джордж Мак последний свой бой провёл в марте 1929, проиграл нокаутом и повесил перчатки на гвоздь. Его двойником стал крепкий с виду мулат, нанятый в марсельских доках. Бой признали несостоявшимся, а деньги за билеты постановили вернуть.
Организаторы не спешили исполнять решение первой инстанции и отправили боксера с адвокатом (у адвоката тоже хорошо набитые кисти рук) в аппеляционную палату.
На карьере Малыша Френсиса эти события сказались лишь в лучшую сторону. Он уже был чемпионом Франции в легком весе (его рост 163 см), выступал до 1936 года во Франции, США, и других странах, проведя в общей сложности 134 боя при 104 победах и 16 проигрышах.
Отдельных слов заслуживает его судьба после завершения карьеры боксера. Судя по всему, он продолжил работать на дядюшку. После оккупации Франции марсельская мафия (итальянская по этнике) активно сотрудничала с немцами. Что не спасло Малыша Френсиса от ареста в 1943 году. Гестапо считало, что мафиози и кагуляры ненадёжны, и арестовывало заложников из их рядов. (так же поступали с бандеровцами и т.п. попутчиками).
Франческо оказался в концлагере Освенцим, где начальник лагеря развлекал командный состав "гладиаторскими боями", ставя заключённых на ринг. Франческо прошёл через три таких боя, потом избил пару эсэсовских офицеров, за что был расстрелян.
Вот такая история, достойная киносценария.
* Какие типажи замечательные. Лица, детали одежды...
------
«Увидеть Париж и умереть».
Очередная история трофейной фотографии. История давно забытой трагедии.
Чтобы понять кто это (поначалу «инфа не билась»), пришлось повозиться с французскими газетами, русскими справочниками начала века и воспоминаниями американских архитекторов.
Ночью 27 декабря 1932 года у подножья башни инженера Эйфеля было найдено тело красивой женщины. Она выстрелила себе в сердце из револьвера и упала вниз. Документов при себе у нее не было, лишь ключ от номера Гран-отеля на улице Риволи. Парижская полиция имела приказ скрывать от прессы факты прыжков с башни (дабы не рекламировать самоубийцам красивую площадку) и журналистам сообщили, что погибшая застрелилась у себя в номере. Комиссар Лабат проверил книги постояльцев и нашел там запись о Мари Холл, прибывшей из США. В номере однако не было никаких документов, а таможня не фиксировала въезд во Францию американки с такими данными. Парижские газеты запестрели статьями о «мистерии с загадочной Мари Холл». Но полиция работала быстро. Через неделю Лабат выяснил, что погибшую звали Нина Вильямс. Британская подданная, прибывшая во Францию из Вашингтона. Бывшая жена Дугласа Вильямса, офицера флота, джентльмена и кузена известного писателя. Оказалось, что американский банкир к которому Нина ушла несколько лет назад от Вильямса, разорился в ходе «Великой депрессии», и выставил её вместе с дочерью за порог. Денег хватало лишь на трансатлантический пароход. В Париже жила мать и брат Серж. Оставив дочь у бабушки, Нина переехала в отель и записалась под вымышленным именем.
Для нас эта печальная история интересна прежде всего тем, что Нина до революции была нашей соотечественницей. Нина Ивановна Иссакович. Родилась 16 августа 1896 года. Москвичка, подающая надежды балерина, получившая прекрасное домашнее образование. Она и её брат Сергей были детьми преуспевающего инженера и нефтедобытчика, построившего в городе Грозный два керосиновых завода, женившегося на московской балерине, и не отказывавшего своим детям ни в чем. Революция перечеркнула их респектабельную жизнь. Бегство на юг, затем в Англию. (Нина вышла замуж за офицера английского крейсера, стоявшего на рейде Одессы).
Отдельной ремарки заслуживает личность её брата Сергея. Разносторонне талантливый и яркий, Серж поменял в 1924 году фамилию на Чермаев (Serge Chermayeff), и сделал блистательную карьеру проектировщика и теоретика архитектурного модернизма.
Его и его сыновей (Пётр и Иван) в профильной литературе скромно именуют,- «Иконы ландшафтного дизайна». Про сестру и тетю в своих воспоминаниях они не упоминают.
*На фото Нина Иссакович.
------
«Женщина за которую стоит умереть».
Продолжаю атрибутировать трофейные фотографии Франс-пресс. Помогают подписанные сопроводиловки и оцифрованная в "Галлике" французская периодика.
Следующая фотография датирована 12 апреля 1939.
Девушку звали Эдит Катц (27 лет). Беженка-еврейка из нацистской Германии. Была арестована в Париже за нарушение закона об иностранцах и помещена в тюрьму. Для её освобождения требовалось заплатить штраф (или взятку) в размере 4.000 франков. Эдит написала своему возлюбленному письмо, в котором попросила о помощи.
Её бойфренд Иосиф Вольфром (28 лет), был таким же беженцем. Молодым, красивым, но лишённым каких-либо средств. Они мечтали уехать в Америку, но этому мешал арест Эдит и отсутствие денег на трансатлантические билеты.
У них был друг по имени Артур Леви (28 лет). Тоже беженец. Он не был влюблён в Эдит, и у него были заветные 200 долларов США (10.000 франков по курсу 1939 г.), а также выкупленная каюта на британском лайнере "Reina del Pacifico", отшвартованном в Ла-Рошеле перед отправлением в Боливию.
План Иосифа созрел моментально - пожертвовать другом ради любимой девушки, томящейся в застенке. Удар тяжелым предметом по голове Артура, в его квартире на бульваре Ла-Шапель, стал первым актом драмы. Иосиф спрятал труп в мешок, засунул его под кровать и отправился за машиной, дабы отправить вечером тело убитого в тёмные воды Сены. На его беду, ангелы справедливости направили квартирную хозяйку убитого, мадам Брун, ровно в это время, за арендной платой. Денег она не увидела, зато разглядела ноги, торчавшие из под кровати.
Камиссар спецотряда судебной полиции Роше уже через сутки знал кого он ищет. Иосиф пытался скрыться в Бельгии, но был арестован в Антверпене и тут же выдан французам. На июнь 1939 его и подругу ещё допрашивало следствие. Потом началась война и следы беглецов за американской мечтой растворились в вихре мировой истории.
*На фотографии Эдит Катц. Она ещё свободна, влюблена, и не подозревает, что случится через месяц.