ВОЙНА КАПИТАНА КОНРАДА КАМАРЭРА Часть 2.

Mar 09, 2012 16:34

Продолжение статьи.

Комментарий автора.
Десантная операция «Юбилей», основной целью которой был захват и разрушение военной инфраструктуры и портовых сооружений французского города Дьепп, расположенного в провинции Нормандия, стала одной из самых противоречивых и самых обсуждаемых после войны союзных военных операций. Основной причиной этого было неожиданное для союзного командования, (и прежде всего Британского командования) полное поражение сил десанта и невыполнение им основных, поставленных перед высадкой задач. Безвозвратные потери составили свыше 2/3 от общей численности десанта. Значительный урон понесли обеспечивавшие высадку британские ВВС и ВМС. Было потеряно свыше 100 боевых самолетов, эсминец, несколько десантных барж и катеров. Вот что писал по этому поводу британский премьер-министр того времени Уинстон Черчилль с своих мемуарах:
«Хотя все войска и в том числе английские отряды «коммандос» и команды десантных судов и сопровождавших их кораблей проявили исключительное мужество и преданность и было совершено много превосходных подвигов, результаты оказались разочаровывающими и наши потери очень велики. Во второй канадской дивизии 18 процентов из 5 тысяч человек, находившихся на судах, погибли и почти 2 тысячи были захвачены в плен. Теперь, когда оглядываешься назад, жертвы, понесенные в результате этой памятной операции, могут показаться не соответствующими достигнутым результатам. Но было бы неверно подходить к этому эпизоду исключительно с такой меркой. Дьеп занимает особое место в истории войны, и тяжелые потери не должны заставлять нас расценивать эту операцию как провал. Это была дорогостоящая, но не бесплодная разведка боем. В тактическом отношении она чрезвычайно обогатила наш опыт. Она пролила яркий свет на многие ошибки в наших взглядах. Она заставила нас своевременно построить различные новые типы судов для использования в дальнейшем. Мы еще раз узнали, насколько ценной является мощная поддержка тяжелых морских орудий при высадке десанта с боем, и в результате этого наша техника орудийного обстрела, как морского, так и авиационного, улучшилась. Кроме того, эта операция показала, что индивидуальное искусство и доблесть без тщательной организации и комбинированного обучения войск не даст положительных результатов и что залогом успеха являются согласованные действия. А это по силам только подготовленным и организованным десантным соединениям. Все эти уроки были учтены.»
Из 4912 канадцев, участвовавших в операции «Юбилей» было убито, ранено, пропало без вести и попало в плен 3 350 военнослужащих. Наибольшие потери понесла 4-я бригада 2-й канадской дивизии. Из 1698 офицеров и солдат бригады из рейда на Дьеп вернулись лишь 351 человек*, среди которых очень много раненных. Всего для участия в рейде на Дьепп из состава вооружённых сил Канады было привлечено две пехотных бригады 2-й канадской пехотной дивизии и танковый батальон 1-й канадской танковой бригады. Помимо канадских формирований в высадке участвовали 3-й, 4-й и Королевский морской - отряды коммандос из состава бригады сил специального назначения, а также небольшие подразделения из состава войск США и сил «Сражающейся Франции». Эти части также понесли значительные потери. Хотелось бы отдельно остановиться на целях операции и причинах её неудачного исхода. Поскольку, целесообразность этой операции, в свете её провала, много раз ставилась под сомнение (как военным командованием союзников, так и военными историками), то соображения, которыми руководствовалось британское и канадское военное командование, примимая решение о проведение рейда на Дьепп, нельзя назвать однозначными.

* Рапорт №83 военного историка Генерального штаба вооружённых сил Канады, майора Стейси от 6 ноября 1942 года. Историческое управление Министерства обороны Канады.

В Дьеппе отсутствовали стратегически важные военные объекты, уничтожение которых могло послужить первопричиной для десантной операции, как в случае с Сен-Назером*, пятью месяцами ранее. Дьепп не был стратегически важной базой снабжения, как в случае с Тобруком, ставшим целью ещё одной диверсионной высадки британских коммандос (тоже окончившейся полной неудачей) 13 сентября 1942. Именно отсутствие в Дьеппе и его окрестностях стратегически важных объктов, вызывало у послевоенных комментаторов глвный вопрос - зачем было вообще проводить эту операцию?! В данном случае ответов несколько. Операция «Юбилей» была проведена по целому ряду причин, каждая из которых отдельно, не могла стать решающей в принятии решения о проведении высадки. Рейд на Дьепп был не просто морским тактическим десантом на побережье противника. Это была комплексная операция армии, ВВС и флота, с привлечением значительных сил и средств. Впервые в ходе войны Британское командование проводило войсковую десантную операцию с высадкой на берег танков в первой волне десанта и попыткой захвата протяжённой береговой полосы, занятой и укрепленной противником. Также, впервые к авиационной поддержке высадки были привлечены такие значительные силы авиации (свыше 800 машин), прежде всего истребительной. Таким образом, стремление британского командования отработать взаимодействие сухопутных войск, авиации и флота в ходе высадки в операционной зоне пролива Ла-Манш стало первой из причин на принятие решения. Второй и более веской причиной оказался, выражаясь словами капитана Конрада Камарэра, тот «оборот событий в общем военном плане», который происходил в конце лета 1942 года на Восточном фронте. Совершенно не случайно, что приказ на высадку в Дьеппе (после отмены первоначального замысла на эту высадку, запланированную на 1 июля 1942 года) поступил строго после окончания визита Черчилля в Москву, где на британского премьер-министра было оказано максимально возможное давление по открытию «второго фронта» в Европе уже в 1942 году.** Ещё 10 июня 1942 года в своём меморандуме направленном в адрес советского руководства Черчилль указывал в числе прочего, что: “Мы готовимся к десанту на континенте в августе или сентябре 1942 года. Как уже было ранее разъяснено, главным фактором, ограничивающим размеры десантных сил, является наличие специальных десантных средств. Однако ясно, что если бы мы ради того, чтобы предпринять действия любой ценой, пустились бы на некоторую операцию, которая окончилась бы катастрофой и дала бы противнику возможность торжествовать по поводу нашего провала, то это не принесло бы пользы ни делу русских, ни делу союзников в целом. Заранее невозможно сказать, будет ли положение таким, что станет возможно осуществить эту операцию, когда наступит указанный срок. Поэтому мы не можем дать никакого обещания в этом вопросе. Но, если указанная операция окажется разумной и обоснованной, мы не поколеблемся осуществить свои планы”.

* Рейд на Сен-Назер (операция «Колесница») - операция сил специального назначения и королевского флота 28 марта 1942 года, в ходе которой англичане сумели вывести из строя до конца войны сухой док на побережье Атлантики, способный принимать германские линейные корабли. ** См. Меморандум Сталина, направленный Черчиллю 13 августа 1942 года.

Следовательно, принятие решения на отложенную ранее высадку полностью подходит по определение (используя слова Черчилля): «некая операция, предпринятая любой ценой, несмотря на сомнения в её разумности и обоснованности». При этом, как в случае определённого успеха, так и в случае неудачи, британское руководство демонстрировало быструю союзническую реакцию на советские требования, одновременно констатируя, что германская оборона в севере Франции не позволяет в 1942 году расчитывать на оперативный успех в ходе локальных высадок.* И наконец, третьей в числе причин определяющих принятие решения на высадку в Дьеппе, стало желание использовать операцию «Юбилей», как прикрытие для готовившейся высадки группировки союзников в Северной Африке в рамках операции «Факел».** Отдельно хотел бы отметить, что задачи, поставленные непосредственно силам высадки в Дьеппе носили узко тактический характер и никак не могли повлиять на оперативную ситуацию в зоне пролива Ла-Манш, что позволяет дать операции «Юбилей» определение, как: «масштабная разведка боем, направленная на добывание сведений о противнике и отработку взаимодействия разнородных сил флота, авиации и сухопутных войск». Что касается причин неудачи операции, то определяющей причиной стала переоценка возможностей выделенных для десанта сил и прежде всего провал в разведобеспечении планирования. Тактическая разведка зон высадки и разведка местности опирались на противоречивые и не всегда достоверные данные аэрофотосъёмки и не отразила степень подготовки противодесантной обороны, в частности, не была выявлена система германских противодесантных заграждений и позиций сосредоточенной в этом районе группировки противника. Боеспособность второразрядной германской дивизии (302-я пехотная дивизия), оборонявшей этот участок побережья, и подготовленнось обороны, оказались выше всяких ожиданий. Также, серьёзнейшим просчётом в планировании операции стала постановка задачи основным силам высадки на лобовую атаку порта Дьепп с моря. При этом полностью игнорировалась подготовка противником противодесантной обороны порта и особенности местности (командные высоты по обе стороны центрального пляжа, позволяющие фланкирующим огнём сорвать высадку). Помимо этого хотелось бы отметить, что перенос высадки в Дьеппе после объявления в войсках цели операции был крайне рискованным мероприятием с позиции сохранения секретности. На сегодня нет чётких указаний на то, что германскому командованию было известно место и время высадки, но есть данные, что боеготовность частей береговой обороны в секторе Дьеппа была повышена именно в августе 1942 года, непосредственно за несколько дней до высадки десанта. В английской послевоенной печати активно обсуждалась возможность предательства и утечки информации о времени и месте десанта. В частности, в ряде публикаций *** указывалось, что за день до высадки в Дьеппе, 18 августа 1942 года, в газете «The Daily Telegraph» появился кроссворд в котором правильным ответом на вопрос: «порт во Франции», ответом служил именно Дьепп. Британская контрразведывательная служба Ми-5 даже проводила специальное расследование по этому поводу. Был допрошен создатель кроссворда (директор одной из лондонских школ по имени Леонард Доу), но в итоге контрразведчики пришли к выводу, что появление в кроссворде названия места высадки стало результатом стечения обстоятельств - «полной случайностью». Странно, но в этой же газете и в этом же разделе кроссвордов незадолго до десанта союзников летом 1944 года в Нормандии появились кодовые наименования зон высадки британских и американских соединений. Впрочем, и это было признано стечением обстоятельств.

*. См. Операция «Кузнечный молот». Условное обозначение планировавшейся операции американских и английских сил в районе пролива Ла-Манш, проведение которой намечалось на 1942 год.
** См. Письмо Черчилля Сталину от 14 августа 1942 года. «Факел» - операция по высадке американских и английских сил в Северной Африке, проведённая в ноябре 1942 года.
*** Например: «Daily Record» 5,12 и 19 сентября 2008. Автор публикации - Vic Fleming.

Негативные последствия неудачи рейда на Дьепп особенно ярко проявились на пропагандистском поле. Германские СМИ использовали события в Дьеппе, как образчик несокрушимости Вермахта и тщетности усилий ангиличан угрожать позициям немцев во Франции. В самой Великобритании результатом неудачи в Дьеппе стали несколько отставок высокопоставленных военных и целый ряд расследований. Опубликованные буквально через несколько дней после операции списки погибших и пропавших без вести стали шоком для канадской общественности. До августа 1942 канадские части не несли таких единомоментных и безвозвратных потерь.
Павшие в ходе рейда военнослужащие союзных сил были похоронены немцами на окраине Дьеппа. Сегодня это кладбище превращено во впечатляющий мемориальный комплекс с несколькими памятниками и служит напоминанием героизма погибших за победу над Германскими захватчиками.

Использованная литература.
C.P. Stacey, Report No. 83, 89. (1942), Report No. 92, 98,101,107,108. (1943), Report No 116,128,130.(1944) Report No. 142 (1945) Report No. 10 (1946) Ottawa, Canada: Directorate of History National Defence Headquarters, 1986.
John Campbell, Dieppe Revisited : A Documentary Investigation, London, 1993
Brereton Greenhous, Dieppe, Dieppe, Montreal, 1993
Ernest Langford, Rendezvous at Dieppe, Madeira Park, B.C., 1992
Jack A. Poolton, Destined To Survive : A Dieppe Veteran's Story, Toronto, 1998
Pierre Vennat, Dieppe n'aurait pas dû avoir lieu, Montreal, 1991
Denis W. and Shelagh Whitaker, Dieppe : A Firsthand and Revealing Critical Account of The Most Controversial Battle of World War Two, Whitby, Ontario, 1992
Denis W. and Shelagh Whitaker, Dieppe : Tragedy to Triumph, Toronto, 1992
Villa, Brian Loring. Unauthorized Action: Mountbatten and the Dieppe Raid. Toronto, 1989
«La Grenade», 1961

*** - Комментарии автора статьи.
Previous post Next post
Up