АВАТАР: вид сбоку

Dec 21, 2009 11:53




Все заслуженно хорошие слова про "Аватар" уже сказаны. Впечатление он оставляет мощное, да. Между тем, в этом жанре за последние годы снято очень много крепких фильмов. А "9-й район" - вообще, "те же яйца", только круче (острее, жестче). И все-таки "Аватар" смотрится как откровение. Почему?..

Ссылки на красоту картинки - в пользу бедных. Красота тут - штука сугубо прикладная. Она уместна, эффект усиливает. Но сама по себе она ничего не решает. Задевает другое.

Во-первых, Кэмерон не ухмыляется. Не подмигивает: мол, это я понарошку. Позволяет себе роскошь пафоса. И неожиданно выигрывает.
(В то время как бесславные кривляния ублюдка Тарантино так же неожиданно оказываются настолько старомодными и прогорклыми, что даже российский к/ф"Гитлер капут!" по сравнению с ними свеж, как майская роза.)

Во-вторых, в отличие от "9-го района", Кэмерон делает акцент не на критике, а на утопии - навевает зрителю "сон золотой". Вернее, даже не навевает, а экранизирует сон, который смотрит западная аудитория. Сама. Без Кэмерона.
Не случайно совершенные кошколюди названы "Навь" (антипод Яви?), а путь к ним лежит, через засыпание в специальном контейнере.

Что же касается "аватаровской" критики, то и здесь не так все просто, как хотелось бы патриотам России. Странно, что в тандеме хищников "силовик-олигарх" никто не разглядел ничего до боли знакомого. Еще страннЕе то, что в нем увидели портрет современной Америки. На самом деле, нынешняя "обамическая" Америка в фильме представлена главным героем, его единомышленниками-ученными и Анкой-вертолетчицей. А злодеи - не более, чем тяжкое наследие индустриального прошлого. Для продвинутой "обамической" Америки они - все равно что Буш-мл. для Майкла Мура ("горе луковое"). Несмотря на богатую матчасть, злодеи эти заведомо обречены. Да и вообще, они здесь не более, чем статисты, единственная функция которых - оттенить прекрасность продвинутых "обамических" земляков, подлинных главных героев "Аватара".

Что же касается кошконарода, то он - новейшая американская мечта, основные ингредиенты которой хорошо известны: единство с природой, духовность, экотуризм, дети индиго и мн. др. Это и есть, подлинная религия "обамических" американцев. Оттого они так легко и непринужденно решают дилемму "родина или мечта", в пользу последней (чего, кстати, и нам желают) - Вера выше и Почвы, и Крови.

Все вышесказанное касалось замысла Камерона. Незамысловатого такого замысла, но чертовски милого. Теперь о том, что получилось помимо кэмероновской воли…

Момент истины настал, когда главный герой выступил перед кошколюдьми в духе Кузьмы Минина и… не был ими освистан. Выяснилось, что новейшая американская религия - фуфло. На самом деле, чудесные кошколюди ничем принципиально не отличаются от своих обидчиков. Они так же воинственно орут, также азартно убивают. Вообще, вся оборонческая эпопея для чуткого зрителя, очарованного синими, поверившего в ИНОЕ, - ножом по сердцу.

Впрочем, нельзя сказать, что Кэмерон этим удивил. Законы жанра никто не отменял. Ничего другого, конечно, и быть не могло. Хотя о-о-очень хотелось!

"Обамические" земляне могли ведь обратить коллег в свою "синию веру" (а неисправимых - полковника и "абрамовича" - бескровно отправить на Землю). С другой стороны, кошколюди с помощью своего божества могли воздействовать на психику обидчиков, вызвав у них,  например, раскаянье. Чудесный минерал мог резко упасть в цене (получился бы красивый намек на кризис). В конце концов, звери-добровольцы, решившие исход сражения, могли подтянуться раньше, избавив людей цвета индиго от необходимости убивать и умирать.
Вместо этого получилось то что получилось. Одно из двух:
1) либо главный герой лишил кошколюдей невинности, втравив их в войну (тогда фильм страшный, а главный герой - подлинный злодей);
2) либо кошколюди только кажутся особенными, а на самом деле, они - такие же как мы.

Более того, получается, что "обамические" американцы лучше кошколюдей. Они, не моргнув глазом, жертвуют собой "за други своя", не боятся смерти, быстро осваивают "науку быть синим" и даже превосходят в ней своих учителей. В общем, они ведут себя как александры матросовы и зои космодемьянские, но... отнюдь не как святые (например, страстотерпцы - от Бориса&Глеба до последнего русского императора). И этим людям пытаются подражать синие!
В итоге утопия расползается по швам. Оказывается, новейшая духовность - вещь сугубо декоративная. Столкновения с правдой жизни она не выдерживает. Мнимые святые оказываются, в лучшем случае, прилежными учениками пионеров-героев. Какая досада!

Тем не менее, Кэмерон велик. Хотя бы потому, что его относительно сырой и несовершенный сценарий дает нам возможность обо всем этом подумать. Не стесняясь пафоса. Не прячась за похабную ухмылку.

Еще бы "постельную" сцену пооткровеннее - и было бы совсем хорошо!



Previous post Next post
Up