Общество потребления информации

Jun 21, 2012 16:20

Вот представьте себе: человек работает каким-нибудь менеджером по продажам бурбуляторов. Зарабатывает неплохо. И постоянно с каждой зарплаты идёт в магазин и что-то покупает себе: новый гаджет, горнолыжную форму, компьютерный руль, абонемент на тайский массаж на полгода вперёд. Машину меняет раз в год, в кредит. Ещё ипотека на нём висит. Денег вечно не хватает. За неделю до зарплаты занимает у коллеги пару тысяч на продукты и питается кефиром с батоном. Ведётся молодой специалист на рекламу, следит за новинками. На рабочем столе у него висит фотка какого-нибудь Бугатти, на который он никогда в жизни не накопит; на обеде он листает каталоги недвижимости Тринидада и Тобаго. Семью заводить некогда, какая семья - работать надо. Чтоб деньги были.




В общем, типичный такой винтик общества потребления.
Фу, скажете вы. Я, конечно, скажете вы, подобных консюмеров знаю, но сам я совсем не такой. Я вещи презираю, покупаю их только по мере необходимости. Пользуюсь ноутом двухтысячного года выпуска с оперативкой пятьсот мегов, езжу на автобусе, а телевизора у меня вообще нет.
Конечно-конечно, скажу я. Я и сам потреблядство не люблю, не человек для вещей, а вещи для него. Не сотвори себе кумира и плохую кредитную историю.
А вот теперь замените в этой модели слово "вещи" на слово "контент". Сколько вы его потребляете в день, этого контента, во всех его проявлениях? Фильмы, музыка, статьи в газетах, посты в ЖЖ, статусы и новости в Контакте и Фейсбуке, книги, в конце концов (их ещё кто-то читает?), кое-кто не утратил даже ещё и навыков обращения с пультом. Ну это же совсем другое, скажете вы. Во-первых, мы за это обычно ничего не платим (утрируя, конечно, но по сравнению с вещами в целом в эпоху интернета это так). Поэтому товарно-денежные отношения своим растлевающим влиянием почти не омрачают эту сферу жизни. Ну и, во-вторых и в главных - это ведь совсем не то, что набивать пузо жирными калориями или понтоваться на тачке с турбонаддувом перед глупыми девочками. Контент - это ведь, блин, нечто такое... такое... высокое какое-то, что ли. Мы же твиттер из горла читаем не бессмысленно, а с неким особенным смыслом! В потреблении правильного контента, может быть, даже есть духовность!
Ну вот и прикиньте так приблизительно - много ли такого душеспасительного контента вы за последнюю неделю потребили? А какую его часть, напротив, можно было совершенно спокойно оставить пылиться на далёких невидимых глазу серверах? Я вот, если честно, вспоминая хотя бы те интернетовские ресурсы, на которых я бывал за последнюю неделю, должен признаться - по большей части все они таковы, что если бы я туда не заглянул, никакого рокового пробела в формировании меня как личности не случилось бы.
Даже, может, - о ужас! - лучше бы я потратил час времени в какой-то день не на чтение очередных постов в ЖЖ (типа этого), а на нормальный ужин в ресторане с вкусной и даже не обязательно полезной пищей. Тем более если это будет ужин с любимым человеком.
Вот я и думаю - информационное потребительство, может, ещё и гораздо хуже традиционного вещевого. Хотя бы потому, что для вещевого надо хотя бы какую-то физическую и умственную активность проявлять, элементарно надо сперва поработать и денег добыть, до магазина-ресторана ногами допереться; а для информационного - вообще, по сути, ничего не нужно - кнопку тыкнул, ссылку открыл, фильм скачал...  Фантазировать о будущем - как мы все перейдём в полную виртуальность, а наши жирные вонючие тела, подключённые к трубочкам с глюкозой, будут тихо деградировать на полочках всемирного человекохранилища, не буду - в фантастике этого навалом.
Может, мы одно из последних поколений, способных радоваться бургеру с кока-колой и зелёным кедам "Адидас".
А вы как думаете?

о жизни

Previous post Next post
Up