Монголия. Долина реки Орхон и водопад Улан Цутгалан

Jan 05, 2017 22:14

Просыпаюсь я на следующее утро и слышу как Рома и Наташа обсуждают, что делать с монголами. Спросонья ничего не понимаю, выползаю из палатки, а около нашей машины сидят два монгола в своих традиционных длинных плащах и уже чай попивают, предложенный им Юлей. 

Монголы - народ мирный и за пределами Улан-Батора мы не ожидали от них никакой пакости. Посидели они ещё минут 10 встали, начали бормотать что-то. По мимике и жестам мы поняли, что поставили лагерь на сопке, на которую они хотели пригнать отару овец. Мы извинились, сказали, что минут через 20-30 позавтракаем и поедем своей дорогой. Монголы стали показывать на мусор, который мы складывали с собой в пакеты, и начали намекать, что они могли бы его забрать с собой за небольшую плату. Но кто ж знает, что они с ним сделают, может, выбросят через пару сотен метров. Мы отказались, сославшись на то, что как-нибудь сами справимся. Отчаявшись получить хоть какой-то бакшиш, попросили сигарет, Рома их угостил, они сели на мотоцикл и поехали вниз по склону. Забавная, конечно, была встреча.
Потихоньку мы собрлись и, петляя меж зелёных холмов, продолжили путь к Уянге.


В Уянге я нашёл отделение почты и отправил пачечку открыток, которые разлетелись в разные уголки мира. Если посмотреть на карту Монголии, то вы не за что не найдёте этот маленький посёлок, но открытки всё же, надеюсь, нашли своих адресатов.






Было 14-е сентября, а ребятня была нарядно разряжена в школьную униформу! Оказывается в Монголии детишки до сих пор ходят в униформе, а девочкам плетут длинные косички и завязывают белые банты.
От Уянги мы удалялись в горы и держали курс на перевал. За Уянгой шла череда горно-перерабытывающих комбинатов.

Рома метким взглядом определил, что велика вероятность того, что и золото добывают, так как некоторые участки были обнесены колючей проволокой и охранялись. Были вырыты глобокие каньоны, работали самосвалы, трактора, экскаваторы.
На промежутке Уянга - Бат-Улзий мне казалось, что мы участвуем в каком-то ралли по бездорожью! Мы увязали в грязи, не раз форсировали речушки, бегущие с гор, искали брод, но медленно и верно продвигались на  север.

Удивительно было наблюдать за монголами на мотоциклах, которые с лёгкостью преодолевали те же самые препятствия, что и мы на джипе! Они лишь поднимали ноги и утопая на полколеса в ручье каким-то образом умудрялись не упасть и проезжать все водные препятствия. Причём, в сельской местности и на грунтовой дороге вы никогда не встретите монгола в шлеме. Он может быть в шляпе, в фуражке, в кепке, в шапке-ушанке, в национальном головном уборе, но не шлеме!

Степь сменилась пролесками, а на перевале и вовсе раскинулась тайга - кедры, сосны и лиственницы были основной растительностью в этой местности. Сочная трава - и сразу её потребители сменились! 

Не было видно ни верблюдов, ни овец с козами. Остались одни коровы да сарлыки.

Сарлыки отличаются от коров тем, что у них шерсть от пуза до колен образует эдакую мохнатую юбку, которая спасает их в зимнее время года. Именно из шерсти яков, сарлыков и верблюдов вяжут монголы тёплые носки, жилетки и повязки на пояс.

На горной вершине шла заготовка кедровых орешков. 


Жители из близлежащих деревень выезжают на 3-4 недели целыми семьями в тайгу, собирают шишки, потрошат их, просеивают мусор, засыпают в мешки и везут на продажу. 


На перевале я купил килограмма 3 неочищенных орешков за 3000 тугриков, что в пересчёте составляет всего-навсего 100 рублей. Нигде в Монголии я не видел, чтобы продавали очищенные орешки. Неочищенные же продают как семечки в русских деревнях.
На перевале было тепло и солнечно, я был одет в шорты и футболку.
В Бат-Улзий проходили какие-то детские соревнования, был какой-то местный праздник.

Нам по неведомой причине отказали делать хушуры в одной-единственной местной хушурне, хотя местные поедали их там десятками! Наташа каким-то образом договорилась и нам всё-таки продали 4 штучки...

От Бат-Улзий мы проехали ещё километров 5, оставили машину у огороженной территории и пошли смотреть на самый большой водопад Монголии. Пару-тройку лет назад к водопаду можно было подъехать на машине, но местная администрация или ушлые предприниматели сообразили, что можно организовать юрточный городок и объявить прилегающую в водопаду территорию зоной эко-туризма.

Территория вокруг водопада да и по руслу течения Орхона пестрит валунами вулканического происхождения.

Геологи предполагают, что в данной местности 20-30 тысяч лет назад произошло извержение вулкана и горячая лава покрыла долину реки Орхон более, чем на 100 км.

Местные жители именуют водопад Улан Цутгалан. Когда-то здесь было землятресение, которое образовало обрыв и теперь вода мощным потоком падает с высоты 25 метров.


К сожалению, цвет воды имеет неестественный жёлто-бурый цвет. Это объясняется тем, что золотодобывающие предприятия сбрасывают неочищенную воду прямо в реку. Посетив водопад, мы около часа искали подъезд к реке.

Жители Монголии до сих пор остаются кочевым народом. То там, то здесь на нашем пути встречались кошары, в которые к концу осени заполняются блеющими и мычащими постояльцами.

Монголы не сильно-то заботятся о чистоте природных богатств, поэтому мы порядка часа собирали разбросанные по базальтовым валунам отходы жизнедеятельности человека.

https://vk.com/note210622_11764492

Монголия

Previous post Next post
Up