К окончанию вставки "Взгляды".

Jun 04, 2009 13:44



Вчера встречались Худрадой, обсуждали предстоящую встречу в Гете институте, которая пройдет  11 июня и будет посвящена итогам выставки «Взгляды».  Судя по откликам в медиа, выставка произвела резонанс, видимо, действительно не хватает идейных художников, да и вообще людей, способных очертить  свою социальную, творческую позицию не только стенаниями собственного «Я», но и еще отношением к общему, коллективному, отношением  к другому.

Выставка прошла,  и несмотря на то, что, как говорят многие посетители, просматривается ярко выраженное левое направление взглядов среди ее участников,  не хотел бы чтобы меня считали носителем таковых.  В общем-то я, признаюсь, не вижу себя участником политического дискурса в рамках деления левые-правые .

Надо признаться,  меня вообще не интересует проблема перестройки окружающего мира и установления в нем «правильного общественного устройства», вне изменения каждого отдельного человека, члена общества. Эксплуатация офисного работника собственником меня не интересует, как проблема.  Проблема рабочих, которым не выплачивают  зарплаты, хотя, я сам неоднократно оказывался в такой ситуации, меня не интересует  тоже.  Меня не интересует проблема рабочего, скорее заинтересовала бы проблема Человека.  Превозношение роли рабочего - это по-моему пик обожествления культуры потребления, ведь рабочий - это тот кто производит, а я - потребляю.

Борьба за социальное равенство  в рамках государства меня еще больше не интересует, так как по моему мнению равенство - это такой процесс, который может существовать только как осознанная всеми участниками этого равенства необходимость, но ни при каких условиях не может быть целью борьбы одних против других. Тем более что в окружающей нас природе существует жесткая иерархия элементов, причинно-следственная связь, и категория равенства должна быть истолкована в отношении общей системы , цели ее развития и соответственно ценности каждой части как необходимой  для достижения цели, а не абстрактно, уравнивая ногу голове.  Не могу согласиться ни с одной из трактовок цели развития человечества из числа известных мне в политическом дискурсе.  Думаю,  что мир без денег, мир равенства,  мир прямой демократии - это результат,  следствие,  внешнее проявление того внутреннего состояния,  в котором находятся люди,  но, никак не  причина всего блага, не цель к которой необходимо стремиться и ради которой бороться.

То есть человек должен ЗАХОТЕТЬ отдавать, делиться, помогать, и считать это самым большим для себя благом, самым большим подарком.  А я, например, ничего не хочу никому отдавать,  наоборот, я думаю, что все должны мне отдавать, что я самый классный, и общаюсь с людьми, только потому, что мне от них что-то нужно. Спросите у любого психолога о первичных мотивациях любого поступка,  движения, любого социального явления,  и вам скажут, что причина - получение чего-то хорошего,  приобретение лучшего состояния по сравнению с предыдущим, в критериях того кто получает, конечно.  Когда  же какой-то дядя в книжке написал, что это прекрасно отдавать, или, на худой конец, просто не получать, а потом, опираясь на физическую силу, обязал к этому всех вокруг, то это, как мне кажется еще большее зло, чем  такое, тупое, массовое потребление.  Ведь таким образом нет личности, которая состоит из разного рода потребностей. И если у нее еще нет потребности в том, чтобы кому-то что-то отдавать, никто не имеет права ее к этому насильно обязать, кроме как общественным мнением,  то есть системой ценностей, в которых отдача - самое ценное что может быть.  Поэтому, мне кажется, что нео - либерализм,  с  его оценкой социального жеста как купли-продажи  -  не то чтобы самое правильное, но, скорее самое честное, откровенное  соответствие состоянию человека на сегодняший день,  даже не побоюсь слов «естественное состояние».

Что меня очень интересует, так это способы изменения человека, и в частности себя. И вообще может ли человек отдельно и общество в целом, измениться внутренне, захотеть делиться, отдавать, считать это ценностью? И тут, в месте осознанного внутреннего изменения человека,  мне кажется заканчивается все то что условно называется «политичеким», и начинается сфера того, что ,условно называется «духовным», нужно, конечно уточнять эти термины, но в общем контексте, надеюсь, разница понятна.  Конечно, мавзолей, нефига об этом не говорит, но уж простите,  может со временем все это сможет стать чем-то более конкретным и более выставляемым.

Previous post Next post
Up