Памяти нашей классной руководительницы

Feb 14, 2024 04:13




Сегодня - 14 февраля - по иудейской традиции отмечается аскара - то есть, то есть поминки по ушедшей от нас Любови Моисеевны Юхтмахер. Её не стало 15 января 2024 года. Она проживала в Израиле в городе Нацрат-Илит, который в 2019 году был переименован в Ноф-ха-Галиль.
   

Отдавая дань светлой памяти своей классной руководительницы, я сознательно ждал этой даты, так как уважаю традиции любых народов и, узнав от её сына Вадима дату аскары, решил приурочить свою публикацию к сегодняшнему дню. Выражая искренние и сердечные соболезнования родным и близким, мне хочется почтить память моей учительницы русского языка и литературы с тем, чтобы отдать дань её многолетней и вдохновенной творческой деятельности. Впрочем, мне довелось посвятить Любови Моисеевне несколько миниатюр и статей. А также, полностью сохранилась наша переписка, которую мы вели с ней по старой советской традиции - прямоугольные конверты, с наклеенными марками в углу.
         В августе 2013 года, когда нам с супругой довелось побывать в Израиле (г. Нетания), мне  буквально за пару дней до нашего отъезда удалось связаться по телефону со своей учительницей.
          - Голиб, ты не можешь вот так вот, взять и уехать... - в отчаянии пролепетала она в трубку.
          Однако, вникнув вскоре в мои обстоятельства, подытожила:
          - Значит, ты вновь обязан вернуться в Израиль!
          И напоследок, озабоченно поинтересовалась:
          - Как Лена?
          - Пилит... - чистосердечно пришлось сознаться.
          - Правильно! - засмеялась Любовь Моисеевна - Вас надо пилить!
          И тут же:
          - Голибушка, ты у меня умница! Передай супруге, чтобы она тебя оберегала...
          -  ... холила, лелеяла и сдувала пылинки... - добавил я, бросив торжествующий взгляд на жену.
          - Передай от меня низкий поклон. - успела прошептать Лена.
          Сегодня, я хочу поделиться одной из статей, посвященной встрече наших одноклассников, которая состоялась у меня в гостях, в Санкт-Петербурге, через 37 лет после окончания школы.



Одноклассники: 37 лет спустя...

Жизнь настолько быстротечна, что не успеваешь толком насладиться ею, как цифры прожитых тобою лет, вдруг заставляют вздрогнуть и ужаснуться: «Неужели? А ведь, казалось, это было ещё совсем недавно... совсем вчера...» И из всего прожитого, запоминается и сохраняется, оказывается, не так уж и многое. Как правило - самое главное - родители, дом, двор, школа...
         В 1983 году, после девяти лет со дня окончания школы, мне удастся собрать пол-класса. В ресторане «Бухоро», мы неплохо проведём время, то и дело перебивая друг друга, вспоминая наши школьные годы и отдельные смешные эпизоды.
      И вот, спустя ещё 28 лет, в предверии Дня Победы, судьба преподнесёт мне щедрый подарок, собрав у меня дома ещё с десяток школьных друзей и подруг, с которыми не довелось ранее свидеться. И самое первое, что меня потрясло, это то, что мы совсем не изменились! Да: возраст, конечно-же, берёт своё, но в основном... Словом, всё осталось без изменений: такие же, как и много лет назад. И в этом, по всей вероятности, есть немалая заслуга наших учителей.

У КОГО КЛЮЧИ ОТ РАЯ
(Из выступления на вечере, посвященном встрече одноклассников школы № 4 им.А.Навои)

Дорогая Любовь Моисеевна!
         Я Вас приглашал на эту встречу, но, похоже, в силу объективных обстоятельств, Вы не смогли приехать. Что ж, как говорится, «не судьба». Хотя, на самом деле, Вы всегда рядом с нами, с того самого момента, когда впервые переступили порог нашего класса, на всю оставшуюся жизнь став не только нашей классной руководительницей, но и Учителем по жизни. И сейчас, несмотря на то, что нас от Израиля отделяют тысячи километров, Вы незримо писутствуете здесь, рядом с нами. И мы это все чувствуем.
         Сегодня мы - Ваши ученики - собрались здесь, в родном городе А.С.Пушкина, о котором Вы некогда рассказывали на уроках литературы, там, в далекой Бухаре. Помните, как Вы самозабвенно читали нам стихи С.Есенина, а потом вдруг неожиданно не сдержались и прослезились. Могли ли мы тогда думать, что несколько капель этих слёз на всю жизнь западут и в наши юные сердца, сделав нас чуточку добрее, нежнее и более восприимчивыми к жизни? И вообще: смели ли мы мы тогда предполагать, что Судьба разбросает нас по разным весям и континентам, и что от самой страны, объединившей некогда всех нас, не останется даже точки на политической карте мира? Впрочем, не о ней сегодня речь: империи во все времена, возникали, расцветали и приходили к своему неизбежному упадку, а человечество всегда продвигалось вперед, по своей эволюционной спирали, предначертанной кем-то свыше, а потому, если говорить откровенно, я не очень-то и сожалею о том, что ещё один миф о скором и всеобщем благоденствии рухнул, не выдержав испытание временем. Нет, я не злорадствую и не страдаю особой ностальгией по тем временам, я просто, пытаюсь сохранить и вынести в своём сердце из того прошлого всё то хорошее, что оно мне дало, ибо крепко запомнил одно замечательное высказывание: «Тот, кто призывает вернуться к прошлому, не имеет головы, но тот, кто охаивает его, не имеет сердца.» Вы, дорогая Любовь Моисеевна, дали нам и ясную голову, и трезвый ум, но самое главное - вы дали нам доброе сердце, и сумели привить своим подопечным такие качества, как Любовь, Сострадание и Сочувствие к ближнему. За что мы все низко кланяемся Вам до самой земли.
          Боже, убереги меня от пафоса, к которому Вы всегда были столь снисходительны. Но... Только теперь, по прошествии стольких лет, мы начинаем осознавать и ценить то, что удалось сохранить ещё со школьной скамьи, а именно: Вам удалось заронить в наши души то благодатное семя, что со временем даст свои всходы в виде благодарной памяти к своим учителям, а также научит уважать общечеловеческие ценности и чтить основные заповеди. И ведь, это при всём при том, что Закона Божьего и учения Христа мы не проходили. Тем ценнее для нас Ваши уроки потому, что они позволяют нам, глядя на сегодняшнюю жизнь, отделять ложь от истины, зерна от плевел и искренность от конюктурщины. И за это Вам - огромное человеческое спасибо!
          Возможно Вам, милая Любовь Моисеевна, покажется, что я несколько утрирую? Что, просто, произношу красивые банальные фразы, отдавая должную дань школьным учителям? Пусть Ваше сердце, читая эти строки, само подскажет - искренен ли Ваш ученик. Одним из самым верных доказательств этому служит то, что не взирая на годы и расстояния, по прошествии 37 лет, мы помним Вас, любим и уважаем, и Вы по праву можете гордиться, что являетесь тем стержнем, что объединяет таких разных по характеру и складу людей. И то, что мы - Ваши питомцы - собрались сегодня здесь, за этим тесным круглым столом, является лишь ярким подтверждением моих слов.
         Судьба преподнесла Вам поистине щедрый подарок, предоставив возможность стать Учителем и Наставником по жизни: довольно продолжительное время, Вы преподавали уроки русского языка и литературы в одной из школ Благородной Бухары, а сегодня - с неменьшим успехом Вы продолжаете учить ивриту жителей Благославенного Назарета. Дай Вам Б-г, уважаемая Любовь Моисеевна, здоровья и долгих лет творческой жизни! И какое счастье, что нам довелось быть одними из Ваших учеников.
          Как говорил великий царь Соломон, ничто не вечно в этом подлунном мире. Но одно нас утешает несомненно: когда пробьёт наш час и привратники, остановив у входа, попросят предьявить документы, мы им тихо шепнём на ушко заветный пароль - «Юхтмахер» - и двери Рая тут же, сами собой, распахнутся перед нами настежь.
          А потому, сегодня, мы поднимаем этот бокал за наших мудрых учителей!
          За Вас, дорогая Любовь Моисеевна!

10.05.2011

---------------------------------------------------------------------------
На фото в самом верху: Бухара, школа №4 им. А. Навои, 1972 год, 8«а» класс. Слева направо.
Первый ряд:  Колчина Любовь, практикантка, Мирханова Надежда, Юхтмахер Любовь Моисеевна, Усманова Манзура, Рейхер Мара Моисеевна, Железчикова Валентина;
Воторой ряд:  Мушкарёва Наталья, Водолагина Наталья, Рейхер Алла, Гончарова Любовь, Куприянова Светлана, Хусанова Лола, Кочетова Наталья, Острякова Любовь;
Третий ряд:  Венедиктов Михаил, Байгузин Ревкат, Бакирходжаев Эркин, Джаббаров Баходир, Хе Валерий, Аблаев Асан, Цветков Владимир, Ивков Валерий, над ним Бакиров Мансур, Мухаммедиев Шухрат и Афанасьев Валерий.
       Меня нет на этой фотографии, т.к. я не сдал вовремя деньги на цветное фото: не сумел выпросить у родителей 3 рубля - большие по тем временам деньги.
Previous post Next post
Up