Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы - пионеры, дети рабочих!
Близится эра светлых годов,
Клич пионеров - Всегда будь готов!
(«Марш юных пионеров»)
Дожил, как говорится... Если честно, то мне и самому не верится, так как в душе я себя чувствую всё тем же пацаном, который запечатлен (справа) на этой фотографии, сделанной в 1966 году в пионерском лагере «Спутник». К стыду своему, я уже позабыл, как звали друга, но очень хорошо помню распорядок дня и атмосферу царившую в этом пионерлагере, расположенном в 30 км к северу-востоку от Бухары.
Да, моему поколению здорово повезло: мы не застали никаких войн, никаких подорожаний цен, никаких социальных и прочих потрясений. Страна жила в созидательном ключе, запуская в космос спутники и первых космонавтов. Мне даже повезло лично пожать руку второму космонавту мира Герману Титову, который посетил наш пионерский лагерь.
Только теперь, спустя более чем полстолетия, я начинаю понимать и ценить то светлое и безмятежное детство, что выпало на долю моих ровесников. И огромная заслуга в этом несомненно принадлежит «Спутнику», в котором я проводил свои ежегодные летние каникулы. Да, я конечно же знал о существовании образцово-показательного международного пионерского лагеря «Артек», гремевшего на весь Союз, но туда могли попасть лишь «отличники». Но наш лагерь лишь самую малость уступал «Артеку» - и это могут подтвердить все мои многочисленные сверстники, которым посчастливилось отдыхать в «Спутнике».
Судите сами, у нас было всё, о чём только мог мечтать советский школьник: огромный плавательный бассейн, настоящее футбольное поле (только в несколько уменьшенном виде), театральная сцена, где периодически проводились всевозможные представления художественной самодеятельности и устраивались различные музыкальные (и иные) конкурсы. А вечером мы собирались на танцы - о, это было нечто незабываемое! Один вечер был посвящён танцам, а на следующий - приезжала из города кино-передвижка и показывала нам фильмы. Да-да: те самые советские хиты («Старик-Хоттабыч», «Морозко», «Конёк-горбунок», «Неуловимые мстители»), которые закономерно вошли в «золотой фонд» советского кинематографа.
Все население лагеря делилось по возрастному признаку на отряды, по 30 - 35 человек в каждом. В разные сезоны, в зависимости от общего числа отдыхающих школьников, было различное количество отрядов - как правило, 7 или 8. Так, в одном отряде собирались самые младшие - окончившие 3-й и 4-й классы. Это был как правило «смешанный» отряд, состоявший как из девочек, так и из мальчиков. По мере взросления, отряды уже подразделялись на сугубо женские и мужские.
По утрам мы просыпались под звуки пионерского горна. Причём, по характерной мелодии горна, мы с лёгкостью определяли - к чему нам следует готовиться: к «подъёму», к построению «всеобщей линейки», к «плаванию» либо к походу в столовую, на «обед». После традиционной «линейки», где вся пионерская дружина собираясь на специальном плацу отчитывалась по-отрядно, мы были предоставлены сами себе, до очередного планового мероприятия.
Особо торжественными днями считались «открытие» и «закрытие» сезона, когда вечером, в центре дружины, разводился специальный костёр. Языки пламени, достигая нескольких метров, искорками изчезали в южном небе, на котором вскоре - словно бриллианты - начинали высвечиваться многочисленные звёзды.
И весь плац оглашался традиционным «Маршем юных пионеров»:
...Радостным шагом с песней веселой
Мы выступаем за комсомолом!
Близится эра светлых годов,
Клич пионеров - Всегда будь готов!
Клич пионеров - Всегда будь готов!
На этом групповом фото меня легко найти: второй справа в 1 ряду.