Дешевый вид из пластикового окна (Новая газета в Поволжье №26 (26) 02.09.2010)

Sep 02, 2010 15:53



Даже такие культурные люди, как экс-министр Куруленко, меняют оригинальные деревянные окна в исторических зданиях на пластиковые. Чего же ждать от обычных самарцев? Дешевый пластик и стеклопакеты уродуют исторический облик. Но на такие мелочи никто не обращает внимания.

Один из любимейших мною домов в Самаре - это трехэтажный дом на улице Фрунзе, 75. Далеко не в лучшем состоянии, он, тем не менее, является ярким образцом стиля модерн в Самаре, одним из первых проектов архитекторов-самоучек Георгия Мошкова и Якова Ушакова-Решетникова. Когда я проходил мимо теплым майским вечером, то с трудом поверил в увиденное. Одно из красивейших окон с обрамлением в стиле модерн отсутствовало. «До каких пор это будет продолжаться?» - подумалось мне. К сожалению, ответа на этот вопрос я до сих пор не нашел.

Когда заходит речь о сохранении историко-культурного наследия Самары, больше всего внимания уделяется плачевному состоянию зданий, их кардинальной реконструкции и незаконному сносу. Далеко не всегда упоминается о таком важном элементе в архитектурном облике памятников архитектуры, как окна. Тем временем именно оконные переплеты и расстекловка часто являются ключевыми элементами фасада, подчеркивающими принадлежность здания к тому или иному архитектурному стилю, а равно и частью предмета охраны, что должно бы уберечь их от неграмотной замены.

На практике все обстоит иначе, чем на бумаге. Охраняемые детали с легкостью меняют форму, цвет и материал, уродуя и изменяя облик зданий до неузнаваемости. В Самаре масса таких примеров. Стоит прогуляться практически по любой из улиц исторического центра, чтобы в этом убедиться. Страдают памятники всех времен и стилей. Дробленые, мелко расстеклованные окна памятников советского авангарда превращаются в сплошные, скучные пластиковые стеклопакеты, не говоря уже о фигурных деревянных профилях на зданиях эпохи модерн.

Разговор об этой проблеме часто встречает среди жителей города непонимание. Ценя наследие Самары и переживая за его сохранность, люди приводят в качестве довода против оригинальных переплетов то, что старые деревянные окна за многие годы обветшали, прогнили, пропускают воздух и влагу, а зимой их приходится наглухо закрывать и заклеивать все щели клейкой лентой. Причина вполне понятна, но неужели нет возможности заменить окна без причинения вреда памятнику? Оказывается, для этого есть все необходимое. На рынке есть большой выбор деревянных стеклопакетов. Преимущества деревянных рам перед пластиковыми и алюминиевыми несомненно. Они менее маркие, поскольку не притягивают электричество, создают неповторимый уют. Они более экологичны и, в отличие от других, пропускают через микропоры в древесине воздух, препятствуя появлению в помещении конденсата и способствуя естественному проветриванию даже в закрытом состоянии. Главное преимущество этого вида «евроокон» состоит в том, что из деревянных профилей можно воссоздавать окна любой формы и цвета, не меняя при этом оригинальные деревянные рамы на пластик.

Что мешает жителям города и организациям, занимающим здания памятников архитектуры, соблюдать законы и менять окна без их нарушений? Дело в том, что деревянные «евроокна», при всех своих преимуществах, дороже пластиковых в 1,5-2 раза. Качество и сохранность культурного наследия при этом отодвигаются на второй план. Делается все, как говорится, «дешево и сердито»! Но кто же сказал, что жить в здании памятника архитектуры дешевое удовольствие? В Европе такое жилье считается престижным, требующим определенных затрат и выполнения ряда обязательств по сохранению его неповторимого облика. Однако в этих вопросах «нам Европа не указ». Пусть она дорожит своим достоянием, а мы, как писал поэт, будем «гоняться за дешевизной», разрушая и уродуя облик города ради сомнительной экономии.

Самое печальное в этой ситуации то, что замена, как правило, происходит безнаказанно. Вряд ли кто-нибудь сможет назвать хоть один случай в Самаре, когда бы органы, занимающиеся охраной памятников, обязали бы жителя или организацию устранить нарушение и восстановить исконный облик оконных переплетов. Прецедентов нет, а значит, можно продолжать выкидывать на помойку деревянные ордеры со «сталинок» на Самарской площади, уничтожать рамы в неоготическом особняке Субботиной-Мартинсон на Алексея Толстого, 30, «выпрямлять» дугообразный переплет в здании военно-медицинского института, построенного по проекту Ф.О. Шехтеля, и т.д. Примеров, как я уже говорил, несчетное количество.

Нарушают закон не только жители и частные организации. Государственные учреждения также не считают нужным соблюдать закон. К примеру, в августе этого года в 1-м и 2-м корпусах СГАКИ заменили 28 окон. Массивные деревянные рамы, подчеркивающие рустовку фасада бывшей мужской гимназии на Фрунзе, 138, были выброшены. Их место заняли пластиковые окна с совсем иной расстекловкой. Котировочная заявка, в которой имеются чертежи запрашиваемых пластиковых окон, каким-то странным образом прошла согласование в министерстве культуры, и уже в июле был подписан контракт на сумму около полумиллиона рублей. Спрашивается, почему ГОССТРУКТУРА не может проконтролировать ГОСУЧРЕЖДЕНИЕ, уродующее памятник, входящий в ГОСУДАРСТВЕННЫЙ список объектов культурного наследия, к тому же на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ деньги?

А процесс разрушения продолжается. На этот раз замена оконных переплетов на пластиковые грозит еще двум объектам. 21 августа городская администрация объявила о проведении двух аукционов. Планируется капитальный ремонт двух корпусов городской поликлиники №3, на Молодогвардейской, 202 и на Самарской, 89. В дефектных ведомостях по обоим объектам указана установка окон из ПВХ. Во всех документах указывается, что здания поликлиники являются объектами культурного наследия, однако на задании к аукциону это никак не сказалось. Было ли согласование с министерством культуры или нет, если оно не вмешается и не потребует корректировки документации, то 14 сентября начнется прием заявок, а уже 21 сентября аукцион выявит победителя. Затем последует замены окон. Не в первый и, судя по всему, не в последний раз. И так будет продолжаться до тех пор, пока не начнется реальная работа по сохранению нашего с вами историко-культурного наследия.

Статью так же можно прочитать на сайте "Новой газеты в Поволжье" по ссылке или там же в формате PDF: полоса 6.

публикации, утраты, мои публикации, под угрозой, модерн, архитектура, Новая газета в Поволжье, novayasamara, Самара

Previous post Next post
Up