18 августа газета «Коммерсантъ» опубликовала статью, сообщив, что в ближайшее время, возможно, произойдет ликвидация Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) и передача ее функций Министерству культуры.
Эта информация вызвала бурную реакцию, учитывая то, что с каждым годом все острее становится проблема сохранения культурного наследия. Для Самары с ее богатым историческим наследством это вопрос особенно болезненный. Город ежегодно теряет памятники истории и культуры. Они горят, разрушаются, перестраиваются. После упразднения межрегионального отделения Росохранкультуры с центром в Самаре Федеральная служба по округу стала уделять региону меньше внимания, а то и не уделять вовсе. Мы решили спросить у независимых экспертов, какова их оценка планируемых изменений в структуре надзорных органов и чем это может грозить Самаре. Как они относятся к передаче функций Росохранкультуры областному министерству, работу которого в этом направлении многие считают малоэффективной.
Владимир Николаевич Востриков, искусствовед, член Союза художников РФ, член Творческого союза художников РФ, член Союза журналистов РФ, бывший директор Самарского областного художественного музея:
Ликвидация Росохранкультуры, особенно на местах, приведет к полному беспределу. Мы и так в последние годы, после ликвидации самарского отделения Росохранкультуры, получили относительную неуправляемость и полное проявление своеволия местных чиновников. Конечно, Росохранкультура давно нуждалась в реорганизации, но взамен нам не предлагают ничего, а вернее то, что уже было. Региональный госорган по охране памятников возглавляет министр культуры, который подчиняется только губернатору. В итоге все многочисленные жалобы на некомпетентность, коррумпированность, бюрократизм и чрезмерное фарисейство тонут в омуте корзины все того же местного министра, на которого все и жалуются. У губернатора как-то до этого руки не доходят или не желают доходить. Поэтому можно списывать, не глядя, сотни памятников в расчете на дорогую под ними землю, давать разрешение или не давать на определенные виды работ нужным людям и организациям и т.д. А в расчете на несовершенство законодательства формально не отвечать ни за что и быть не виновными ни в чем, хоть полгорода спиши и снеси. У нас до сих пор еще не нашли ни одного виновного на местном уровне и никогда не найдут, несмотря на снос сотен памятников, а тут еще и руки полностью развяжут. Региональные органы должны быть не зависимыми от местной власти и обязательно с наблюдательными общественными советами.
Дмитрий Лобойко, социолог, председатель общественного движения «Комитет спасения старой Самары»:
Росохранкультуры в Самарской области нет уже много лет, равно как и надзора за сферой культуры. Росохранкультура в отношении областного минкульта и профильных муниципальных структур выполняла те же функции, что природоохранная прокуратура по отношению к минприроды и разного рода природопользователям. Заявления о том, что функции Росохранкультуры перейдут к региональным властям, означают бесконтрольность, следовательно, беспринципность и безнаказанность чиновников и бизнеса в сфере культуры.
Единственной контролирующей силой остается общественность и НКО, но их ресурса, заинтересованности, осведомленности и компетенции явно не достаточно, чтобы заменить собой мощную госструктуру.
По сути, роспуск Росохранкультуры - это ясный индикатор того, что культура и историческое наследие не являются каким-то приоритетом для власти, а лишь ресурсом. Федеральная власть четко дает понять региональным чиновникам и сопряженному с ними бизнесу: мы ничего не видим, не слышим и не скажем... Творите что хотите!
Игорь Субботин, археолог, руководитель Самарского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК):
Мое отношение к возможному расформированию Росохранкультуры крайне отрицательное. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) - единственная структура, которая была не зависима от региональных властей, проводила независимую политику. Чем больше региональных отделений и управлений будет контролировать сферу охраны памятников, тем эффективнее и предметнее будет контроль. Региональные структуры, которым планируют передать функции Росохранкультуры, будут преследовать местечковые интересы. Областное министерство культуры не сможет встать поперек интересов правительственных структур и будет зависима от местной политики.
Ваган Гайкович Каркарьян, художник, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук:
Когда я прочитал в прессе сообщение о возможной ликвидации Росохранкультуры, у меня возникло двоякое чувство. Прежде всего, будет сокращаться количество чиновников в стране - это программа действий, озвученная президентом. Как всегда, все начинается с культуры. Культура финансируется по остаточному принципу, и это финансирование сокращается в первую очередь. Проблема сохранения наследия, то состояние, в котором оно находится, и последствия политики, которая сейчас проводится, требуют усиления контроля за этой деятельностью, усиления внимания со стороны всей общественности и государства в том числе. Это сейчас и происходит. Об этом говорят уже все. Правда, я не слышал в этом хоре голоса нашего губернатора. Он ни разу не высказался по существу в отношении наследия в нашем городе.
Сегодня при наших министерствах все есть. Там есть группы, есть отделы, целые службы, которые занимаются охраной культурного наследия. В общем-то, по принципу «у семи нянек дитя без надзора». В этом деле нужен не чиновник, нужен человек, который этому делу предан. Если во главе будут стоять такие люди, которые способны лечь под бульдозер, может, что-нибудь и будет, но сегодня спасать надо от чиновников.
Мне никто не назовет, что же такое Росохранкультура сумела отстоять. Я не знаю таких примеров. Если бы мне назвали хоть один памятник, который они сумели отстоять, за который они бились, используя весь свой чиновничий пыл, я, может быть, по-другому относился бы, но я таких примеров не знаю. Этот орган бездействует, они во многом, на мой взгляд, способствуют разрушению. По-моему, их роль в сохранении наследия сегодня равна нулю. Более того, мне кажется, это опасно для нашего наследия. Сегодня наша задача не только сохранить памятники от вандалов, но и уберечь их от произвола чиновников.
С одной стороны, я не вижу какой-либо позитивной деятельности этих служб, а с другой стороны, такая службы необходима. Поэтому надо их не ликвидировать, а реорганизовать так, чтобы это был действительно действенный орган по защите того, что находится под угрозой, а под угрозой сегодня находится все, не только в Самаре, но и во всей стране.
Дмитрий Лакоценин, историк, член Общественного совета по культуре Самарской губернской думы, бывший начальник межрегионального отделения Росохранкультуры по ПФО:
Функции охраны объектов культурного наследия федерального значения фактически переданы областному министерству культуры еще в 2006 году, согласно ФЗ №258. Единственный объект, находящийся под непосредственным контролем Поволжского отделения Росохранкультуры - Казанский кремль, входящий в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Федеральная служба в том виде, в котором она существует на сегодняшний день, не выполняет возложенных на нее обязательств. 90% принятых Росохранкультурой актов фактически не действует. 50% археологических находок лежат по квартирам в ожидании чиновников. Благодаря руководителю Управления Росохранкультуры по ПФО Дмитрию Мусину были ликвидированы все региональные отделения в округе. Для получения разрешений на вывоз предметов искусства жителям ПФО приходится ехать в Нижний Новгород, что не все могут себе позволить. Сейчас идет централизация системы надзора и передача ряда функций областным структурам. Я думаю, Росохранкультуру не ликвидируют совсем. Возможно, в связи с реорганизацией правоохранительной системы некоторые функции Федеральной службы перейдут к милиции, полиции или прокуратуре.
Газета «Коммерсантъ» № 150 (4450) от 18.08.2010
Как стало известно «Ъ», Владимир Путин поручил министру культуры Александру Авдееву подготовить проект президентского указа о передаче функций Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) непосредственно министерству. Единственный исполнительный орган власти, выступающий против строительства 403-метрового небоскреба «Охта-центр» в Санкт-Петербурге, может быть упразднен. Решение премьер принял в тот момент, когда проект обсуждался Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Оригинал можно посмотреть на
сайте "Новой газеты в Поволжье" по
ссылке или там же в формате PDF:
полоса 3.