Наследие под угрозой. Дом М.А. Егорова-Андреева. Интерьеры.

Jun 03, 2010 04:56


 
О доходном доме М.А. Егорова-Андреева я писал в мае прошлого года, показывая его фасады с улицы екрасовской и несколько фотографий, сделанных со двора. Тогда я и подумать не мог, какие красоты хранит в себе это и без того красивое здание. Как оказалось, большая часть интерьеров сохранилась, но находится под угрозой исчезновения. Сравнительно недавно мне в руки попалось более 30 фотографий внутреннего убранства дома, сделанных несколько лет назад. В посте так же использованы две фотографии overlordick и одна фотография (последнее фото) Ольги Гордиенко, любезно предоставленная для публикации в посте.

 
Напомню, что доходный дом Егорова-Андреева построен по проекту Д.А. Вернера в 1913-1914(?) гг. (проект 1912 года). Построено здание купцами Матвеевыми, особняк которых так же строился по проекту Вернера в двух шагах от этого места, а в 1913 году, Матвеев продали доходный дом Михаилу Александровичу Егорову-Андрееву. Первый этаж использовался под торговые помещения, а второй и третий сдавались в аренду представительствам фирм из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов.
Давайте осмотрим красоты доходного дома и узнаем, что с ними происходит и что ждет их в будущем.

 
Прежде, чем зайти внутрь, несколько деталей фасада. Орел.

 
Ниши под балконом на сегодняшний день закрыты рекламой.

 
Воронка во дворе.

 
Напольная плитка возле парадного входа.

  Первый этаж. Торговые помещения. Подозреваю, что напольная плитка Харьковская, проиведенная на заводе Бергенгейма, но утверждать это не видя клейм на обороте плит я не решусь.

 
Кусочек оригинального металлического ограждения, напольная плитка на лестничной площадке второго этажа и кусочек мозаичной бетоннной ступеньки. Оригинальный декор лестниц сохранился на всех этажах.

  Потолок комнаты над аркой с выходом на балкон.

 
Детали.







 
Не знаю как вы, а я глаз оторвать не могу.

 
Переходим в следующее помещение. Это парадный зал - самое большое помещение в доме, выходящее окнами на Некрасовскую, между балконами. Поскольку в советские и постсоветские годы часть здания была занята коммуналками, зал разделен перегородками на несколько комнат. Тем не менее, большая часть декора сохранилась.










 
Оригинальные дверные проемы.

 
Роскошная лепнина.







 
Паркет парадного зала.

 
Оригинальный дверной проем.

 
Сильные протеки на потолке.

 
Следующее помещение на втором этаже выходит на обвалившуюся часть здания. Комната была поделена на три части перегородками, одна из которых обрушилась.

 
Оригинальный паркет.

 
Модерновая дверь.

 
Эта часть помещения выходит на балкон в обрушившейся части.

 
Фотография обрушившейся фасадной стены от overlordick

 
Как выясняется, чудом сохранились даже остатки старой мебели.

 
Еще одна, разделенная на три части, комната. Сохранился лепной потолок и паркет.




 
Следующее помещение с потолком и паркетом.

 
Следующее помещение. Сохранился паркет, дверные заполнения. Над дверью декоративное стекло.

 
Коридор с бывшим выходом на обвалившийся балкон во дворе.

 
Коридор с оригинальными дверными заполнениями и паркетом.

 
Кухня с напольной плиткой и оригинальной оконной рамой. Надо сказать, что большая часть оконных переплетов сохранена, в особенности, на фасаде. На третий этаж мы не поднимемся. Перекрытия третьего этажа аварийные, потолок протекает. Уже не первый год здание не отапливается. Обрушившийся угол прячется за занавесом, но это не препядствует попаданию осадков и мороза в помещение. Речь даже не о температурно-влажностном режиме. Этой лепнины уже может не существовать из-за протекающей крыши!!! Она вся дырявая!!

 
В 2009 году, на фестивале Архит-2009 был представлен проект реконструкции здания по Некрасовской, 61.

 
Вот так себе представляют авторы проекта и заказчики новый вид памятника архитектуры. Пристрой и надстрой из тонированного стекла со стилизованным (справа) под оригинальный фасад.
Собственник здания и заказчик работ - ООО "Волжская торговая компания" - поставщик строительного оборудования и дорожно строительной техники из Китая. Видимо, им не до модерна и роскошной лепнины столетней давности.

 
Проект, представленный на Архите очень странный. На нем изображены элементы лепного декора, но при этом, планировка совершенно новая. Вряд ли при новой планировке предполагается воссоздания оригинальных декоративных элементов.

 
Посмотрим на предполагаемый внешний вид здания после реконструкции с разных сторон.

 
Генеральным подрядчиком выступает ООО "Векторстройпроект".

 
А вот и авторы, которых мы должны благодарить, пока только за проект. Главный архитектор проекта реконструкции - Наталья Басс, кандидат архитектуры, архитектор-реставратор, автор проектов реставрации особняка Курлиной, особняка Шихобаловых и многих других памятников Самары. Я не понимаю, как человек, не понаслышке знакомый с творчеством Дмитрия Александровича Вернера, может позволить себе такое. Впрочем, пусть это будет на совести архитектора.
Второй вопрос: куда смотрит министерство культуры? Чем занимается Агенство по сохранению культурного наследия? Что вы сохраняете, бумажки с надписью "памятник"?! А ведь дом Егорова-Андреева - объект культуры регионального значения, который должен охраняться государством!. Мы переживаем об особняке Курлиной, вздыхаем при упоминании атлантов с Венцека, 55, но в сравнении со зданием на улице Некрасовской, там все идеально! Здесь же, из-за забора с циничной вывеской "реставрация", мы наблюдаем за медленной смертью памятника архитектуры работы Дмитрия Вернера...





под угрозой, вандализм, неоклассицизм, интерьер, реконструкция, Архитектура, модерн, Вернер, реставрация, Самара, Басс

Previous post Next post
Up