Самара. Каминная печь в особняке на Молодогвардейской

Mar 26, 2010 06:10


 
В одном из особняков на улице Молодогвардейской находится интереснейшая каминная печь начала ХХ века. Печь представляет собой сочетание продукции двух крупнейших заводов: Витебского изразцово-майоликового завода Б.Я. Лисовского и финляндского гончарного завода "Або" в городе Турку.  

 
Поскольку верх и низ каминной печи, скорее всего, изготовлен разными производителями, мы рассмотри эти две части по отдельности. Начнем с верха.

 
Верхняя часть каминной печи по всем приметам изготовлена на Витебском изразцово-майоликовом заводе Б.Я. Лисовского. Крупнейший в Российской Империи, завод Лисовского имел торговые представительства по всей стране. Я затрудняюсь сказать, имелось ли представительство в Самаре, но ближайший филиал располагался в Казани. Поскольку клейма на изразцах недоступны, выводы о происхождении элементов декора делаются на основании сравнения с другими печами завода, расположенными в разных концах страны.

 
Аналогичный орнамент, расположенный по периметру главного зеркала печи встречается в доме С.А. Чукашева в Казани. К сожалению, изразцовое панно, украшающее обычно лицевое зеркало печей завода Лисовского утрачено.




 
В точности такое же изразцовое навершие присутствует на печи, выставленном на продажу в антикварном магазине "Лаба Ярославна". В информации на сайте магазина говорится о наличии клейм завода на каждом изразце.

 
Рельефный декор в виде двух голубков мог располагаться и в другой части каминной печи. К примеру, на печи в доходном доме Э.Г. Шведерского на Петроградской стороне рельефный декор располагается над каминной полкой, т.е. в нижней части главного зеркала.










 
К сожалению, изразецовый декор в виде листа с левой стороны частично утрачен.




 
Нижняя часть:

 
Нижняя часит каминной печи в стиле рококо производилась на финляндском заводе "Або", по формам, изготовленным немецким художником, скульптором и дизайнером Паульем Обстом. Одну из кафельных печей с аналогичным низом по проекту Обста можно встретить среди экспонатов в музее керамики и печей немецкого города Фельтена.




 
Краска поверх керамической решетки.

 
Среди образцов печей завода "Або" с аналогичным низом следует отметить каминную печь в музее-квартире Н.А. Некрасова в Санкт-Петербурге.




 
Топочная часть каминной печи утрачена.

 
К сожалению, и здесь не обойдется без грустных нот. Видимо, низ печи разбирали. Если сравнить торец самарской печи с каминной печью в квартире Некрасова, можно предположить, что облицовка торцов утрачена, однако утверждать это не имея на руках проекта невозможно.

 
Каминная полка над топкой разбита.







 
Три лепестка в центре - работа прежних хозяев квартиры, старавшихся, видимо, "облагородить" и без того роскошную печь. В нижней части так же встречаются следы розовой краски, нанесенной поверх глазури. По словам нынешней хозяйки, после переезда в эту квартиру ей пришлось потратить немало времени, чтобы отмыть каминную печь от пыли и грязи, поскольку старые владельцы за ней не ухаживали. К сожалению, средств на реставрацию у хозяйки нет, поэтому можно предположить, что замечательный образец двух крупнейших заводов начала ХХ века не скоро возвратит себе былую роскошь.

 
Напоследок хочу продемонстрировать элементы лепнины в особняке.

 
Печь располагалась в просторном зале, который в советский период был разделен на две комнаты. Эта часть потолка в комнате с каминной печью.

 
С другой стороны.




 
Во время одного из ремонтов протекшего потолка, часть лепнины была утрачена.

 
По просьбе хозяйки квартиры, сознательно не называю адрес дома, в котором находится эта красота.

Материалы взяты из статей петербургского искусствоведа Андрея Ивановича Роденкова rodandrew , опубликованных на сайтах http://terijoki.spb.ru/pechi/trk_pechi.php , http://www.pallada-afina.ru/

Хочу отдельно поблагодарить хозяйку квартиры за разрешение на съемку каминной печи и Андрея Ивановича Роденкова за помощь и консультацию в работе над материалом.

интерьер, плитка, печи и камины, Самара

Previous post Next post
Up