Самарские архитекторы начала ХХ века довольно часто обращались к творчеству столичных коллег, вдохновлялись их работами, иногда даже заимствовали приемы или цитировали. Одним из ориентиров для местных зодчих стал московский архитектор Лев Кекушев.
Лев Кекушев за работой. Художник В. Соколов. 1899 год.
Никольские ряды и дом Гребежева
В работах многих самарских архитекторов рубежа XIX-XX веков можно увидеть цитирование или заимствование идей московских, петербургских и европейских коллег. В творчестве Филарета Засухина, например, есть здания, отсылающие к работам петербуржца Виктора Шретера, Платон Шаманский спроектировал несколько домов под впечатлением от неоклассических построек Федора Лидваля, а в отделке фасадов Реального училища
использовались точные копии декоративных элементов с двух жилых домов в Берлине, построенных в 1900 году по проекту архитектора Пауля Хоппе.
Усадьба архитектора Зеленко. Автор главного дома - Александр Зеленко, проект флигеля - Филарет Засухин.
Зодчие в Самаре не могли пройти и мимо работ архитектора Льва Кекушева - мастера эклектики, пионера московского модерна, одного из самых известных авторов своего времени. Александр Зеленко создавал свой собственный дом (сейчас Дом журналиста) под впечатлением от кекушевского особняка Листа, но есть и прямое цитирование работ московского архитектора, встречающееся в творчестве самарцев Федора Черноморченко и Георгия Мошкова.
Никольские торговые ряды в Москве. Архитектор Лев Кекушев. Фото начала ХХ века.
С 1899 по 1903 годы в Москве шло строительство Никольских (Иверских) торговых рядов. По проекту Льва Кекушева было создано здание в стиле модернизированной эклектики (многие исследователи причисляют его к московскому модерну) напротив Верхних торговых рядов (ГУМ), в нескольких шагах от Красной площади.
Дом Гребежева в Самаре. Архитектор Федор Черноморченко.
А через четыре года в Самаре городской архитектор Федор Черноморченко построил на улице Соборной (Молодогвардейская, 78) дом для купца Гребежева в духе этой работы Кекушева.
Слева дом Гребежева в Самаре. Справа Никольский торговые ряды в Москве (фото Александр Иванов с um.mos.ru).
Фасад самарского аналога Никольских торговых рядов отличается от оригинала своей композицией и масштабом, а также строгой симметричностью.
Сверху дом Гребежева в Самаре. Снизу Никольский торговые ряды в Москве (фото Александр Иванов с um.mos.ru).
Однако практически все декоративное оформление скопировано - кекушевский «фирменный» плавно изгибающийся карниз, арочные окна с полуколоннами, барельефы с грифонами, гермы, маскароны и даже львиные головы (своего рода подпись Льва Кекушева).
Дом Гребежева на улице Молодогвардейской, 80.
Соседнее двухэтажное здание (улица Молодогвардейская, 80), которое также принадлежало Гребежеву, Федор Черноморченко оформил скромнее, но в этом же стиле, а в 1910 году спроектировал (проект не реализован) напротив Новотроицкий торговый корпус, в архитектуре которого использовал мотивы все тех же Никольских торговых рядов. В итоге Новотроицкий торговый корпус (будущий универмаг «Юность») построили по проекту Дмитрия Вернера, а Федор Черноморченко уехал работать в Омск.
Нереализованный проект Новотроицкого торгового корпуса. Архитектор Федор Черноморченко. Из книги "Самара губернская. 160 лет в зеркале архитектуры".
Сегодня два дома купца Гребежева на Молодогвардейской от московской работы Кекушева отличает еще и физическое состояние. Несколько лет назад ряды на Никольской отреставрировали, а самарский дом Гребежева входит в число особо проблемных памятников. С домом номер 80 по Молодогвардейской внешне все хорошо. В 2018-м привели в порядок фасад. В здании успешно работают галерея «Формонрамма» и Самарский государственный колледж. Впрочем, проблемы есть и здесь. По информации СМИ, в январе 2019 года администрация колледжа обратилась в суд с требованием к собственникам недостроенной «Галереи «Атриум» провести укрепление стен и фундамента. Масштабное строительство по соседству привело к деформации конструкций памятника архитектуры.
Деталь фасада дома Гребежева. Из трех львиных масок на карнизе сохранилась лишь одна. Две боковые обрушились.
С «главным» гребежевским домом все куда печальнее. Состав собственников здесь разнообразный, от частных квартир и организаций до муниципального имущества и коммуналок. Проблемы есть как внутри здания, так и снаружи. Фасад стремительно осыпается и представляет опасность для прохожих. Как и в ситуации с другими многоквартирными жилыми домами-памятниками, здесь необходима тщательная работа с жителями, мэрией, управляющими компаниями, но в Самаре это все пока остается на уровне разговоров.
Дом Коробковых на Пятницкой. Фото из журнала "Зодчий". Начало ХХ века.
От особняка Коробковой к купцу Иванову
В 1906 году самарский архитектор Георгий Мошков построил на углу улиц Соборной (Молодогвардейской) и Заводской (Венцека) двухэтажный дом для купца Григория Иванова. Оригинальная работа самарского зодчего имеет много общего с московским особняком Коробковой на улице Пятницкой, 33-35, построенном по проекту Льва Кекушева в 1901 году.
Особняк Коробковых. Фото 2012 года.
В оформлении фасадов Мошков использовал ряд кекушевских приемов и деталей - обрамления окон и декор эркера дома Коробковой (скульптуры кариатид, изгибающиеся карнизы с львиными головками, грифоны и т. д.).
Слева особняк Кобобковых в Москве. Справа винные склады Иванова в Самаре.
Угловая часть самарского дома завершалась скульптурами полулежащих женщин и сидящего на бочке Бахуса (скульптуры утрачены в советские годы). Часть здания Иванов использовал под торговлю вино-водочными изделиями, освещенные с улицы подвалы под винные склады, а квартиры на втором этаже сдавал в аренду.
Винные склады Иванова в Самаре. Фото начала ХХ века.
После национализации в здании располагались разные учреждения, а в 2000-х помещениями здесь владели разные собственники. Часть здания осталась муниципальной, остальное перешло в частную собственность.
Сверху особняк Коробковых в Москве (фото Маргариты Фединой). Снизу винные склады Иванова в Самаре.
Сегодня объект культурного наследия регионального значения представляет собой полуруинированный дом с выбитыми окнами и, судя по трещинам, проблемами с несущими конструкциями. Десять с лишним лет назад самарская мэрия озвучивала планы по восстановлению здания, но, по традиции, реставрация осталась лишь в планах.
Удивляться, конечно, нечему. В аналогичном состоянии находится здание Реального училища.
Проект дома для Григория Иванова в Самаре. Архитектор Георгий Мошков. 1906 год. Из книги "Самара губернская. 160 лет в зеркале архитектуры".
Винные традиции улицы Заводской
Григорий Иванов был не единственным торговцем алкогольной продукцией на улице Заводской. Здесь же располагался магазин известного самарского купца Егора Аннаева. Да и спустя сто лет здесь сохранились некоторые купеческие традиции, даже в «Доме с атлантами» одно время торговали алкогольной продукцией.
Вообще, в Самаре есть места, где десятилетиями развивается какой-то конкретный вид торговли. Иногда даже вопреки логике. Например, на углу улиц Ленинградской и Молодогвардейской, в месте с самым активным пешеходным (в том числе туристическим) трафиком, работает целая сеть обувных магазинов. Возможно, это связано с тем, что в бывшем Торговом доме Пермяковой в советские годы работала обувная фабрика. Ее уже давно нет, а обувь есть.
Бывший торговый дом Пермяковой на улице Молодогвардейской, 70. Архитектор Александр Зеленко. 1901 год.
Мне кажется, развивать свой бизнес в намоленном месте - очень хорошая идея. Производить что-то или торговать там, где за сто лет до тебя самарские купцы делали то же самое. Это не только красиво, но и может стать частью грамотной маркетинговой стратегии.
Несколько лет мы наблюдаем активное развитие ритейла в старом городе - на Молодогвардейской, Некрасовской, Фрунзе. Надеюсь, что этот процесс будет так же активно продолжаться, а местные предприниматели заинтересуется и домом Гребежева, и винными складами Иванова, и другими привлекательными для бизнеса объектами.
Винные склады Иванова. Фото 2020 года.
Армен Арутюнов
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» № 5 (178), март 2020 года.