Имя подрядчика Алексея Федоровича Нуйчева известно в первую очередь благодаря двум зданиям, построенным по его заказу, хотя мещанин Нуйчев занимался не только строительными подрядами, но еще и был гласным городской думы. Первое здание - собственный
доходный дом на углу улиц Самарской и Рабочей, который первоначально строился для Крестьянского поземельного банка, а затем был отдан в аренду гимназии Харитоновой. Второй объект - жилой дом Нуйчева с торговым первым этажом на улице Ленинградской, 45. Последний самарские исследователи относят к творчеству архитектора Дмитрия Вернера.
"Судя по чертежам - явно рука Вернера, хотя и нет подписи". - пишет в статье, посвященной творчеству зодчего, Наталья Басс, добавляя, что это могло быть связано с его должностью. Занимая пост Городского архитектора, Вернеру не следовало злоупотреблять частной практикой (кстати, спустя несколько лет именно Нуйчев и другой заказчик Вернера Матвеев будут осуждать архитектора за чрезмерное увлечение частной практикой в ущерб городским постройкам).
Наталья Басс ссылается на архивные материалы - поэтажные планы. К сожалению, в указанном деле (Ф.153, Оп.30, Д.43) обнаружить чертежи не удалось, а других аргументов в пользу авторства Вернера мне неизвестно.
Работы зодчего в Нижнем Новгороде, Самаре и Чапаевске разнообразны, но в них часто присутствуют общие черты или детали, позволяющие говорить об авторском стиле зодчего. Эта постройка, на мой субъективный взгляд, несколько выбивается из портфолио архитектора, впрочем, это еще не аргумент против авторства Дмитрия Вернера.
Нуйчев подал прошение о строительстве трехэтажного жилого дома в мае 1911 года, а чертежи, по словам Басс, датированы 1910-м. Подробную справку о дворовом месте, его владельцах и находящихся здесь объектах можно прочитать в блоге у Павла Попова
kraeham по
ссылке.
Фасад трехэтажного дома оштукатурен. В отделке также использована светлая фасадная плитка и многочисленный лепной декор. Центральная ось здания смещена влево, а входная группа, расположенная в правом части, акцентирована балконом третьего этажа.
Особого внимания заслуживает декоративное убранство фасада. Основная композиция поделена пилястрами на несколько частей. Две из них украшены женскими скульптурными головками и завершаются вазонами с растительным орнаментом.
Декор фасада выполнен в египетском стиле. Пожалуй, главным его элементом является фриз с изображением древнеегипетской богини Исиды. В руках ее - мастерок и треугольник. Я не сторонник всяких конспирологических теорий, но вполне допускаю, что здесь присутствует, например, масонская символика. Женские головы исследователи называют гермами, однако я не стал бы их причислять к древнегреческим столбам. Думаю, что это также изображения Исиды с короной на голове.
Фасад также украшен разнообразными орнаментами и рельефом из расположенных веером перьев. Долгое время вызывало вопрос происхождение звезд Давида на здании. По словам Павла Попова
kraeham, Алексей Нуйчев был иудейского вероисповедания и этот символ на его доме вполне логичен.
Отдельного разговора заслуживает удручающее состояние здания. За 100 с лишним лет некоторые детали фасада были безвозвратно утрачены. Процесс обрушения продолжается и по сей день.
Фотографии делались вечером, незадолго до заката, поэтому цвета слегка искажены. Фасад Дома Нуйчева чуть более светлый, чем на снимках.